version 1.5, 2004/03/06 19:14:02
|
version 1.6, 2004/06/04 22:53:26
|
Line 1164 http://www.lib.ru/PSIHO/bern.txt
|
Line 1164 http://www.lib.ru/PSIHO/bern.txt
|
Мария Липшиц |
Мария Липшиц |
|
|
Тур: |
Тур: |
|
6 тур. "Гигантский Заяц". |
|
|
|
Дата: |
|
21-Jun-2003 |
|
|
|
Вопрос 1: |
|
Цитата из Горация: "Saepe stilum vertas" - "чаще поворачивай стиль". |
|
Согласно сборнику изречений "Вечные истины на вечной латыни", "в русской |
|
традиции бытует мнение, что этими словами Гораций призывал пишущих чаще |
|
менять свой стиль". А к чему он призывал на самом деле? |
|
|
|
Ответ: |
|
к правке, отделке написанного. |
|
|
|
Комментарий: |
|
У стиля (стила) обратной, плоской стороной стирали написанное на |
|
восковой дощечке. |
|
|
|
Вопрос 2: |
|
Этот персонаж за свои злодеяния был подвергнут заключению в месте, в |
|
котором также побывало одно мировое светило. Фраза, которую он произнес |
|
сразу после освобождения, стала крылатой. Какой город упоминается в этой |
|
фразе? |
|
|
|
Ответ: |
|
Ленинград. |
|
|
|
Комментарий: |
|
Персонаж - Бармалей, место - брюхо крокодила, светило - солнце. |
|
|
|
Вопрос 3: |
|
В соответствии с одним из толкований Ветхого Завета, во время пребывания |
|
в Ноевом ковчеге двое "пассажиров" нарушили предписанные правила |
|
поведения на борту, за что были наказаны схожим образом. Один из них - |
|
это сын Ноя Хам. Второй известен нам, например, как персонаж |
|
стихотворения со знаменитым рефреном. Назовите этого второго. |
|
|
|
Ответ: |
|
Ворон. |
|
|
|
Комментарий: |
|
От Хама, как известно, произошли южные народности - он был темнокожим. |
|
Согласно приведённому мидрашу его чёрная кожа и была упомянутым |
|
наказанием. Такое же наказание получил белый некогда ворон. |
|
Стихотворение "Ворон", принадлежит перу Эдгара По ("Nevermore..."). Не |
|
менее известно стихотворение Николая Глазкова ("...Он ответил "Никогда!" |
|
/ И его разоблачили"). |
|
|
|
Вопрос 4: |
|
Ниже приводятся отрывки из двух произведений одного автора. Нечто общее |
|
в них позволяет предположить, что на их написание автор был вдохновлен |
|
одним и тем же реальным событием. |
|
Из одного произведения: "... организация голода, циничное |
|
издевательство над населением, заражение семенных фондов, массовое |
|
отравление скота... травля и убийство честных работников..." (конец |
|
цитаты). Из другого: "По кривой, грязной улице бродили тощие собаки в |
|
репьях, зевали от голода... Повесив голову, стояла корова. У нее кости |
|
торчали сквозь кожу... На кочках грязи сидели общипанные воробьи. Они не |
|
улетали - хоть дави их ногами... Зато на перекрестках стояли на вытяжку |
|
свирепые... полицейские в треугольных шляпах..." (конец цитаты). Как |
|
назывался город, о котором идет речь во втором тексте? |
|
|
|
Ответ: |
|
Город Дураков. |
|
|
|
Комментарий: |
|
Второй отрывок - из "Приключений Буратино" (1935 г., через два года |
|
после организованного Советской Властью голода на Украине). Ну, а первый |
|
был опубликован Кавалером Ордена Ленина, трижды Лауреатом Сталинской |
|
премии, академиком, графом Алексеем Николаевичем Толстым в 1938 г. в его |
|
статье "Справедливый приговор", и продолжался так: "... вредительство в |
|
науке, в школах, в литературе... шпионаж - всё это творили холопы нашего |
|
смертельного врага, мирового фашизма, троцкие, енукидзе, ягоды, |
|
бухарины, рыковы и другие наемники, убийцы, провокаторы и шпионы." |
|
|
|
Вопрос 5: |
|
Будучи в одном из европейских музеев, композитор Берлиоз заметил: "Если |
|
у вас нет рояля, то ваша коллекция неполна". А какая коллекция была |
|
представлена в этом музее? |
|
|
|
Ответ: |
|
Коллекция орудий пыток. |
|
|
|
Вопрос 6: |
|
Первое место по частоте упоминаний в этом списке занимают светлячки (их |
|
там 230), второе - лягушки (200), третье - комары (150), четвртое - |
|
блохи (100), пятое - цикады, шестое - мухи. И только седьмое - те, кого |
|
вы и назовёте через минуту. |
|
|
|
Ответ: |
|
Улитки. |
|
|
|
Комментарий: |
|
Приведено количество упоминаний различных живых существ в поэзии Иссы. |
|
Его хайку про улитку является, пожалуй, наиболее известным. |
|
|
|
Вопрос 7: |
|
Первоначально московская весила вдвое меньше новгородской. С конца XV |
|
века в Москве выпускались обе. По реформе 1534 года название |
|
"новгородка" перешло на новый объект, изображение на котором и стало |
|
основой eго современного названия. А что там было изображено? |
|
|
|
Ответ: |
|
Георгий Победоносец с копьём (всадник с копьём - зачитывать. Хоть и |
|
странно было бы увидеть на монете изображение только копья, ответ |
|
"копьё" и другие корректные ответы, в которых содержится слово "копьё", |
|
тем не менее, можно зачитывать тоже). |
|
|
|
Комментарий: |
|
Речь идёт о копейке. |
|
|
|
Вопрос 8: |
|
С 1925 года Пулковская обсерватория начала выпуск любопытнейших |
|
бюллетеней. В них содержалось расписание передач различными |
|
радиостанциями мира... Передач чего? |
|
|
|
Ответ: |
|
Сигналов точного времени. |
|
|
|
Комментарий: |
|
Пулковская обсерватория, как и другие, нуждалась в точном определении |
|
времени для проведения астрономических наблюдений. Сигналы же точного |
|
времени были в ту пору редкостью и передавались радиостанциями не более, |
|
чем несколько раз в сутки, что и создавало необходимость в издании |
|
такого рода бюллетеней. |
|
|
|
Вопрос 9: |
|
В русской версии их семь. В румынской - три. Поэтому для продукта |
|
совместного советско-румынского производства выбрали промежуточный |
|
вариант. Мы не спрашиваем, сколько их там было. Скажите, кого. |
|
|
|
Ответ: |
|
Козлят. |
|
|
|
Комментарий: |
|
Советско-румынский фильм "Мама" (1976) по сказке "Волк и семеро козлят". |
|
При подготовке сценария выяснилось, что в румынской сказке с тем же |
|
сюжетом козлят было трое. Пришлось прийти к компромиссу. |
|
|
|
Вопрос 10: |
|
Граф Витте, обсуждая с Александром III способы решения еврейской |
|
проблемы, говорил, что если первый вариант решения невозможен, то нужно |
|
предоставить евреям равные права. Назовите географический объект, |
|
упоминавшийся в первом варианте. |
|
|
|
Ответ: |
|
Чёрное море (если в ответе будет упомянуто другое море, команду можно |
|
вызвать на уточнение. Наказание, например "Сибирь", ответом не |
|
является). |
|
|
|
Комментарий: |
|
Первым (гипотетическим) вариантом было утопить всех евреев в Чёрном |
|
море. |
|
|
|
Вопрос 11: |
|
Послушайте отрывок из книги "Кола Брюньон" Ромена Роллана, действие |
|
которой происходит в 1616 году в Бургундии: "Мэтр Этьенн Луазо, мэтр |
|
Мартен Фротье и мэтр Фильбер де Во напялили на себя... длинные носы, |
|
набитые мазями, маски и очки. Мы над этим очень потешались. И мэтр |
|
Мартен Фротье, человек милый, не выдержал серьезности. Он сорвал с себя |
|
нос, заявив, что не желает заниматься ерундой и всему этому вздору не |
|
верит. Да, но от этого он помер. Правда, что мэтр Этьенн Луазо, который |
|
верил в свой нос и с ним и спал, помер точно так же. И уцелел один лишь |
|
мэтр Фильбер де Во, который, предусмотрительнее своих коллег, бросил не |
|
нос, а должность...". Назовите профессию господ Этьенна Луазо, Мартена |
|
Фротье и Фильбера де Во. |
|
|
|
Ответ: |
|
Врачи. |
|
|
|
Комментарий: |
|
Их должность состояла в том, чтобы осматривать всех прибывающих в город |
|
Кламси до входа в городские ворота, и тех, у кого будут обнаружены |
|
признаки чумы, не впускать. Носы с мазями, маски и очки нужны были "для |
|
отвращения заразы". |
|
|
|
Вопрос 12: |
|
Решение одной из этих задач было призвано избавить население острова |
|
Делос от эпидемии. Другая стала символом неразрешимой проблемы. |
|
Современная наука умеет решать эти задачи с любой заданной точностью, но |
|
по-прежнему признаёт их нерешаемыми в оригинальной формулировке. Их |
|
всего три. Какая общая часть требований в условии делает их нерешаемыми? |
|
|
|
Ответ: |
|
Линейка и циркуль. |
|
|
|
Комментарий: |
|
Три классические задачи, построение решений которых с помощью циркуля и |
|
линейки невозможно, это квадратура круга, удвоение куба и трисекция |
|
угла. |
|
|
|
Вопрос 13: |
|
В произведениях этого жанра обычно немного действующих лиц, но |
|
обязательно присутствуют царственные особы (а по названию жанра всякому |
|
понятно, что речь идет именно о произведениях). Что это за произведения? |
|
|
|
Ответ: |
|
Шахматные этюды (шахматные задачи, карточные задачи и другие головоломки |
|
- не принимать). |
|
|
|
Вопрос 14: |
|
В средние века в немецком городе Майнце бытовала такая легенда о |
|
происхождении этого человека: будто бы местный король Ат, будучи на |
|
охоте, прочёл по звёздам, что если сейчас от него забеременеет женщина, |
|
то ребёнок вырастет могущественным и знаменитым. Поблизости оказалась |
|
дочь мельника. Вспомните её имя. |
|
|
|
Ответ: |
|
Пила. |
|
|
|
Комментарий: |
|
Согласно легенде, сын (Пилат) получил своё имя в результате сложения |
|
имён родителей. В "Мастере и Маргарите" Иисус говорит Пилату: "... тебя |
|
- сына короля-звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы". |
|
|
|
Вопрос 15: |
|
Иаков перед смертью, благословляя своих сыновей, сравнивал их с |
|
различными животными. Так, Иуду он сравнил со львом, и предсказал, что |
|
из колена Иуды произойдет царь. Дана он сравнил со змеей, и предсказал, |
|
что колено Дана будет судьями Израиля. А Иссахара он сравнил с ослом. |
|
Скажите, какое качество Иссахара Иаков имел в виду? |
|
|
|
Ответ: |
|
Трудолюбие. |
|
|
|
Вопрос 16: |
|
Прослушайте отрывок из стихотворения "Колыбельная": |
|
Долетают редко вести |
|
К нашему крыльцу, |
|
Подарили белый крестик |
|
Твоему отцу. |
|
Было горе, будет горе, |
|
Горю нет конца, |
|
Да хранит Святой Егорий |
|
Твоего отца. |
|
Если вы на минуту допустите тождество лирического героя и автора |
|
стихов, то мы не спросим вас ни о сыне, слушающем эту колыбельную, хотя |
|
он стал известным историком и побывал в местах не столь отдалённых. Ни о |
|
поющей колыбельную матери, которая тоже была личностью известной и |
|
согласилась, чтобы ей поставили памятник, но только в тех же местах. А |
|
попросим назвать упоминаемого в тексте отца и, как можно точнее, тот |
|
предмет, который ему подарили. |
|
|
|
Ответ: |
|
Гумилёв, Георгиевский крест. |
|
|
|
Комментарий: |
|
Сын - Л. Гумилёв, мать - А. Ахматова. |
|
|
|
Вопрос 17: |
|
Те, кто пользуются латинским шрифтом, пишут слева направо. На иврите и |
|
арабском пишут справа налево. Китайцы и японцы пишут сверху вниз. А |
|
существовал ещё способ письма "бустрофедон", называемый иногда "шаг |
|
быка". Напишите фразу "А Роза упала на лапу Азора" таким образом, чтобы |
|
было понятно, что вы написали её именно бустрофедоном. |
|
|
|
Ответ: |
|
а роза упала |
|
а роза упала н |
|
(Запись не менее чем в две строки, отвечающая правилам бустрофедона). |
|
|
|
Комментарий: |
|
Бустрофедон - это способ письма, при котором направление строк |
|
чередуется через одну (напоминает движение быка на пахоте). Для |
|
палиндрома, разбитого на две строки, они будут практически идентичными. |
|
|
|
Вопрос 18: |
|
Японский поэт XVII в. Камидзима Оницура говорил: "Вне правды нет хокку", |
|
и искал в поэзии свой собственный путь простоты и естественности. |
|
Восстановите пропущенное слово в трехстишии Оницуры по классическим |
|
правилам хокку: |
|
Если [...], |
|
Что ты тогда, соловей? |
|
серая птичка... |
|
|
|
Ответ: |
|
Умолкнешь (принимать "замолчишь", "утихнешь", "затихнешь", "безмолвен" и |
|
т.п., т.е. любое слово (но только одно!), которое выражает молчание |
|
соловья, может быть употреблено на месте пропущенного слова без |
|
нарушения правил русской грамматики и СОСТОИТ ИЗ ТРЕХ СЛОГОВ. |
|
|
|
Комментарий: |
|
Как известно, количество слогов в классическом японском трехстишии |
|
строго задано, и составляет пять, семь и пять слогов в 1-й, 2-й и 3-й |
|
строках, соответственно. Хороший переводчик стремится сохранить и эту |
|
черту оригинала. А соловей до тех пор соловей, пока поет... |
|
|
|
Вопрос 19: |
|
Гаргантюа написал учёный трактат, в котором пришел к выводу, что ЭТО |
|
является наилучшим средством для распространённой гигиенической |
|
процедуры. Часть ЭТОГО служит сырьём для продукта, составляющего |
|
значительную долю экспорта Венгрии. ЭТО также было предметом вожделения |
|
человека, чьё имя упоминалось в связи с двумя выдающимися инвалидами. |
|
Назовите ЭТО. |
|
|
|
Ответ: |
|
Гусь. |
|
|
|
Вопрос 20: |
|
Речь пойдет об А и Б. Будьте внимательны. В 1995 г. в Москве вышла |
|
книга. Фамилия на обложке большинству читателей была неизвестна. Через |
|
год известный писатель Б получил за эту книгу премию "Интерпресскон". Он |
|
сказал, что считает премию не наградой себе, а признанием заслуг двух |
|
названных им людей. Интересно, что в 1993 г. та же премия была |
|
присуждена еще одной книге, фамилия на обложке которой многим читателям |
|
была незнакома. Известный писатель А не получил премию за эту книгу по |
|
уважительной причине. Назовите А и Б. |
|
|
|
Ответ: |
|
Стругацкие. |
|
|
|
Комментарий: |
|
Братья А. и Б. Стругацкие писали вместе более тридцати лет, пока смерть |
|
старшего брата - Аркадия Натановича - в 1991 г. не прервала их |
|
совместное творчество. Премия "Интерпресскон", с 1993 года присуждаемая |
|
за лучшие публикации года в жанре фантастики, досталась им по |
|
отдельности, да еще и под псевдонимами: Аркадию - за опубликованную |
|
посмертно повесть С. Ярославцева "Подробности жизни Никиты Воронцова", |
|
Борису - за роман С. Витицкого "Поиск предназначения, или 27-я теорема |
|
этики". Интересно, что сюжеты обоих произведений имеют перекликающиеся |
|
мотивы, что позволило составителю серии "Миры братьев Стругацких" |
|
написать в аннотации к тому: "С. Ярославцев и С. Витицкий, собравшись |
|
под одной обложкой, представляют последний, итоговый роман братьев |
|
Стругацких". |
|
|
|
Тур: |
Команда "Лямбда". |
Команда "Лямбда". |
|
|
Дата: |
Дата: |