Annotation of db/baza/kkk2.txt, revision 1.10
1.2 roma7 1: Чемпионат:
1.7 boris 2: Кишинёвский Кубок Киборга - 2. Пятитысячный.
1.2 roma7 3:
1.4 roma7 4: Автор:
5: Борис Шойхет
6:
7:
1.2 roma7 8: Дата:
9: 08-Nov-1998
10:
11: Тур:
12: Тур 1
13:
14: Вопрос 1:
15: В романе "Золотой теленок" можно встретить стоящие рядом фамилии этих
16: двух великих актрис, что очень удивительно. Однако упоминаются они
17: отнюдь не в связи с театром или кино. Я не прошу вас сказать, в каком же
18: контексте они упоминаются, я прошу вас только назвать эти две фамилии.
19:
20: Ответ:
21: Лорен-Дитрих (как бы анахронизм - Софи Лорен и Марлен Дитрих появились
22: позднее). Контекст - "Антилопа-Гну".
23:
24: Источник:
25: Ильф И., Петров Е. "Золотой теленок", любое издание.
26:
27:
28: Вопрос 2:
29: Вот что он писал в одном из своих трактатов: "Терзанию, болезням,
30: изгнанию, заточению, всему есть предел непреоборимый, за которым земная
31: власть есть ничто. Едва дух жизненный излетит из уязвленного и
32: изможденного тела, как вся власть тиранов утщетится, все могущество их
33: исчезнет, раздробится сила; ярость тогда напрасна, зверство
34: ничтожествовать принуждено, кичение смешно. Конец дней несчастного есть
35: предел злобе мучителей и варварству осмеяние." Не видя вокруг себя
36: никаких сил, с помощью которых можно было бы хотя бы с малейшими шансами
37: на успех восстать против "земной власти", он стал на единственный, как
38: ему казалось, оставшийся для него путь "осмеяния" тирана: 11 сентября
39: 1802 г. он принял смертельную дозу яда. О ком идет речь?
40:
41: Ответ:
42: об Александре Николаевиче Радищеве.
43:
44: Комментарий:
45: Измененный вариант.
46: Вот что он писал в одном из своих трактатов: "Терзанию, болезням,
47: изгнанию, заточению, всему есть предел непреоборимый, за которым земная
48: власть есть ничто... Конец дней несчастного есть предел злобе мучителей
49: и варварству осмеяние." Его роднит с Сократом не только занятие
50: философией, но и поступок, совершенный 24 сентября 1802 года. О ком идет
51: речь?
52: В источнике была дана дата по старому стилю. Установление этого
53: факта, так же, как и формулировка последнего предложения, принадлежит
54: Константину Кнопу, Санкт-Петербург.
55:
56: Источник:
57: Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. М., "Детска
58: литература", 1971 г., стр. 38-9.
59:
60:
61: Вопрос 3:
62: В 1932 г. была объявлена "безбожная пятилетка". К 1936 г. планировалось
63: закрыть последнюю церковь, а к 1937 г. добиться того, чтобы... что?
64:
65: Ответ:
66: слово "бог" в СССР не произносилось.
67:
68: Источник:
69: Венедикт Ерофеев. Оставьте мою душу в покое: Почти все. М., АО "Х.Г.С.",
70: 1995 г., стр. 346.
71:
72:
73: Вопрос 4:
74: Андрей Белый писал в ноябре 1910 г.: "Не Петербург, не Москва -
1.6 knop 75: Россия; ... Россия - это [...], окруженное пространствами; и эти
1.2 roma7 76: пространства - не лихие пространства: это ясные, как день Божий,
77: лучезарные поляны." Восстановите пропущенное слово.
78:
79: Ответ:
80: Астапово - ж/д станция, на которой умер Л.Н. Толстой, увидьте намек в
81: конце цитаты (ясные... поляны).
82:
83: Источник:
84: Андрей Белый. Петербург. М., "Наука", 1981 г., стр. 679.
85:
86:
87: Вопрос 5:
88: Английский философ Томас Гоббс: "Истина вроде той, например, что сумма
89: углов треугольника равнв 180 градусов, не обошлась ни в одну каплю
90: крови, поскольку это истина..." Закончьте по смыслу эту цитату.
91:
92: Ответ:
93: "..., не затрагивающая ничьих интересов". Ответы "признаетс всеми",
94: "никому не нужна" и т.п. неверны. Верно все, что типа "которая никому не
95: мешает".
96:
97: Источник:
98: Венедикт Ерофеев. Оставьте мою душу в покое: Почти все. М., АО "Х.Г.С.",
99: 1995 г., стр. 319.
100:
101:
102: Вопрос 6:
103: Венедикт Ерофеев отмечает, что среди персонажей беллетристики 19 в.
104: таких людей - больше, чем на самом деле, а в 20 в. с персонажами ничего
105: такого не было, зато с их авторами... Кого же в 19 в. было больше среди
106: персонажей, а в 20-м среди авторов?
107:
108: Ответ:
109: Самоубийц.
110:
111: Источник:
112: Венедикт Ерофеев. Оставьте мою душу в покое: Почти все. М., АО "Х.Г.С.",
113: 1995 г., стр. 311.
114:
115:
116: Вопрос 7:
117: Древние ассирийцы называли свою столицу Ниневией. Слово выводили по
118: своему корню из слова "нуну", которое значило "рыба" и даже в
119: письменности изображалось тем же самым клинописным значком иероглифом,
120: что и "рыба". Ассирийцы долгое время были врагами Иудеи. По мнению Льва
121: Успенского, все эти обстоятельства и могли послужить основой для
122: возникновения некой легенды. Назовите главного персонажа этой легенды.
123:
124: Ответ:
125: пророк Иона, которого будто бы проглотил, вопреки своему анатомическому
126: устройству, кит и держал в своем чреве три дня. Кит ведь у древних людей
127: считался самой большой рыбой.
128:
129: Источник:
130: Успенский Лев. Загадки топонимики. М., "Молодая гвардия", 1969 г., стр.
131: 254.
132:
133:
134: Вопрос 8:
135: Тесно сомкнутый штурмовой отряд римских легионеров, образующих из
136: поднятых над головой щитов род прикрытия, называлс тестудо. Переведите
137: слово "тестудо" с латыни на русский.
138:
139: Ответ:
140: Черепаха.
141:
142: Источник:
143: Андрей Белый. Петербург. М., "Наука", 1981 г., стр. 662.
144:
145:
146: Вопрос 9:
147: В древнегреческой мифологии он был прежде всего богом живой силы
148: природы, а не того, что мы привыкли. В концепции Фридриха Ницше,
149: выдвинутой им в книге "Рождение трагедии из духа музыки" ("Die Geburt
150: der Tragoedie aus dem Geist der Musik", 1871) он противопоставляетс
151: Аполлону и является символом дисгармонии, хаотической страстности,
152: "ночной" стороны души. О ком идет речь?
153:
154: Ответ:
155: о Дионисе (Вакхе) - для нас он как-то все больше бог вина.
156:
157: Источник:
158: Андрей Белый. Петербург. М., "Наука", 1981 г., стр. 672.
159:
160:
161: Тур:
162: Тур 2
163:
164: Вопрос 1:
165: Борис Пастернак пишет, что в царство танго и скетинг-рингов этот человек
166: вывез из глухого закавказского лесничества убеждение, в захолустье еще
167: незыблемое, что просвещение в России может быть только революционным. О
168: ком он так писал?
169:
170: Ответ:
171: О Владимире Маяковском (место рождения - Багдади).
172:
173: Источник:
174: Борис Пастернак. Воздушные пути. Проза разных лет. М., "Советский
175: писатель", 1982 г., стр. 453-4.
176:
177:
178: Вопрос 2:
179: Этот образ, как символ мировой силы, противостоящей благому
180: божественному началу, восходит к Апокалипсису. А вот у китайцев и других
181: близких им народов он - повелитель вод, поэтому именно по его повелению
182: из туч низвергается дождь. Остается добавить, что в том же Китае его
183: слюной называли доставлявшееся из Аравии дорогое ароматическое средство
184: - серую амбру. Кто он?
185:
186: Ответ:
187: Дракон.
188:
189: Источник:
190: Андрей Белый. Петербург. М., "Наука", 1981 г., стр. 670. + Восточный
191: альманах. Выпуск 11. К вершине горы. М., "Художественна литература",
192: стр. 492.
193:
194:
195: Вопрос 3:
196: Сочиненная Екатериной 2 "Сказка о царевиче Хлоре" повествует о том, как
197: киргизский хан похитил русского царевича и, желая испытать его, повелел
198: ему отыскать некий символ добродетели, который в природе не существует,
199: а вот селекционеры его уже вывели. Итак, что же это за символ, если в
200: ответе должно быть три слова, причем второе слово - "без"?
201:
202: Ответ:
203: роза без шипов.
204:
205: Источник:
206: Андрей Белый. Петербург. М., "Наука", 1981 г., стр. 642. + General
207: thesaurus.
208:
209:
210: Вопрос 4:
211: Для Андрея Белого он знаменовал "олицетворение темной бесконечности
212: бытия и хаоса", "пустота и небытие смотрит из его темных глаз". Воочию
213: Белый увидел его в начале марта 1911 г. Вот что он писал об этой встрече
214: своей матери: "Пишу Тебе, потрясенный им. Такого живого, исполненного
215: значением взгляда я еще не видал нигде, никогда... он - не то ангел, не
216: то - зверь, не то - прекрасна женщина." Кто же он?
217:
218: Ответ:
219: Великий Сфинкс - самый большой из сфинксов, высеченный из цельной скалы
220: близ пирамиды Хефрена.
221:
222: Источник:
223: Андрей Белый. Петербург. М., "Наука", 1981 г., стр. 682-3.
224:
225:
226: Вопрос 5:
227: В "Илиаде" рассказывается о Троянской войне, и, в конечном итоге, о
228: гибели Трои. Не знаю, сколько было театральных постановок по мотивам
229: "Илиады" и вообще, были ли они, но если верить источникам, самой
230: грандиозной постановкой следует считать ту, что была осуществлена в 64
231: г.н.э. А где и кем?
232:
233: Ответ:
234: В Риме - Нероном, велел поджечь город - наблюдая за пожаром, Нерон сидел
235: на крыше дворца и пел песнь о гибели Трои.
236:
237: Источник:
238: Радищев А.Н. Стихотворения. Из серии "Библиотека поэта". Л., "Советский
239: писатель", 1975 г., стр. 253.
240:
241:
242: Вопрос 6:
243: Из записных книжек Венедикта Ерофеева: признаки верного благополучия в
244: семье 20-х гг.: три вещи на букву "г". Так назовите последовательно эти
245: цветок, часть домашней обстановки во мн.ч., и прибор.
246:
247: Ответ:
248: герань, гардины, граммофон.
249:
250: Источник:
251: Венедикт Ерофеев. Оставьте мою душу в покое: Почти все. М., АО "Х.Г.С.",
252: 1995 г., стр. 293.
253:
254:
255: Вопрос 7:
256: В греческих церковных памятниках нередко определением "либанитес"
257: сопровождается описание креста господня, того, на котором, по преданию,
258: был распят Иисус Христос. Что означает это слово? (Только, ради бога, не
259: возмущайтесь, что вы не знаете греческого. Желаю врубиться.)
260:
261: Ответ:
262: "либанитес" - изготовленный из ливанского кедра. Врубились в кедр?
263: Молодцы!
264:
265: Комментарий:
266: Измененный вариант.
267: Что означает слово "либанитес" в контексте, которым в греческих
268: церковных памятниках нередко сопровождается описание креста господа (об
269: этом упоминает в одной из своих книг филолог Лев Успенский)?
270: Некоторый спор возник из-за того, что "либанитес", по всей видимости,
271: это просто "ливанский". А смысл весь в том, что в данном конкретном
272: случае это нечто больше, чем просто "ливанский", и это нечто и нужно
273: вычислить вторым ходом.
274:
275: Источник:
276: Успенский Лев. Загадки топонимики. М., "Молодая гвардия", 1969 г., стр.
277: 239.
278:
279:
280: Вопрос 8:
281: Герленова Pao-Rosa, аткинсонова серинга, а еще клематит, пачули,
282: экстрамугет, опопонакс и корилопсис - все это объясняетс в комментариях
283: к роману Федора Сологуба "Мелкий бес". Что же это все такое?
284:
285: Ответ:
286: Духи. Там еще был как минимум цикламен Пивера.
287:
288: Комментарий:
289: 1) Pao-Rosa - духи знаменитой фирмы "Герлен", основатель которой
290: Пьер-Франсуа Паскаль Герлен (Guerlain) в начале 19 в. был парфюмером
291: императрицы,
292: 2) Пивер (Pivert) Франсуа Туссен - известный франц. парфюмер прошлого
293: века,
294: 3) серинга - название духов (от франц. seringa - жасмин), Аткинсон -
295: видимо, фамилия парфюмера (реальное лицо или фирма не установлена),
296: 4) клематит - от франц. clematite - ломонос, разновидность цветов
297: семейства лютиковых,
298: 5) пачули - разновидность сильно пахнущих духов,
299: 6) extra-muguet (от франц. muguet - ландыш),
300: 7) опопонакс - духи, изготавливаемые из ароматической смолы южного
301: растения с тем же названием,
302: 8) корилопсис - цветущий кустарник, произрастающий в странах
303: Юго-Восточной Азии, Индии и Китае.
304: Пачули оказались штукой очень известной и помнимой, упоминание
305: которой окнопляет вопрос. Поэтому лучше всего их исключить, хотя, с
306: другой стороны, это может быть единственное, что вспомнят в вашей
307: команде или клубе. Смотря кто чего и сколько читал.
308:
309: Источник:
310: Сологуб Федор. Мелкий бес. М., "Художественная литература", 1988 г.,
311: стр. 300-302.
312:
313:
314: Вопрос 9:
1.5 stepanov 315: Однажды на одном научном симпозиуме до того не вмешивавшийся в ход
1.2 roma7 316: дискуссии Игорь Губерман встал и сказал следующее: "Дело в том, что я -
317: железнодорожник по образованию. Вот он (докладчик) употребляет известное
318: выражение, но не знает, что это такое. А я знаю. Это когда едешь, едешь,
319: едешь, но только если соблюдаешь указани табличек по бокам: "Открой
320: поддувало!", "Закрой поддувало", "Открой сифон!", "Закрой сифон!"...
321: Поэтому я желаю вам счастливого бездорожья." Какое выражение заставило
322: выступить Губермана?
323:
324: Ответ:
325: дать зеленую улицу - докладчик призывал дать ее проблеме массовых
326: коммуникаций и не преграждать шлагбаумом.
327:
328: Комментарий:
329: Измененный вариант Ильи Ратнера, Иерусалим.
330: Однажды на научном симпозиуме Игорь Губерман, железнодорожник по
331: образованию, определил одно известное выражение, употребленное
332: докладчиком, так: "Это когда едешь, едешь, едешь, но только если
333: соблюдаешь указания табличек по бокам: "Открой поддувало!", "Закрой
334: поддувало!", "Открой сифон!", "Закрой сифон!"..." Какое же выражение
335: употребил докладчик?
336:
337: Источник:
338: Евреи шутят. Еврейские анекдоты, остроты и афоризмы о евреях, собранные
339: Леонидом Столовичем. Второе издание, слегка дополненное. Тарту -
340: Санкт-Петербург, 1996 г., стр. 222.
341:
342:
343: Тур:
344: Тур 3
345:
346: Вопрос 1:
347: А.Ф. Писемский. "Тысяча душ". Цитата: "Бог ведь знает, господа, как, и
348: про что, и за что у нас человека возвышают. Больше всего, чай, надо
349: полагать, что письмами от князя Хованского он очень хорошую себе
1.5 stepanov 350: рекомендацию делает..." Какую должность занимал упоминаемый в этом
351: отрывке князь А.Н. Хованский, гг. жизни 1771-1857?
1.2 roma7 352:
1.8 stepanov 353: Ответ:
1.5 stepanov 354: управляющий государственным ассигнационным банком
1.2 roma7 355:
356: Комментарий:
1.5 stepanov 357: Принимать любые формулировки, содержащие в себе смысл: "руководитель
358: Центробанка", то бишь центрального денежно-эмиссионного кредитного
359: учреждения. Письмами от князя Хованского назывались взятки.
360: Мало того, что эта информация была уже в Союзе играна, и, по-видимому,
1.2 roma7 361: не раз (слава богу, ни один из этих вопросов до Кишинева не доходил),
362: так каково же было мое удивление, когда я увидел подобного же рода
363: вопрос в заключительном туре ИГП5! Мне оставалось только пожать плечами,
364: доступ к интернетовской базе данных я получил позже, чем в момент
365: составления ККК2, а вот команда, готовящая вопросы для ИГП, могла бы
366: туда и заглянуть.
367:
368: Источник:
369: Писемский А.Ф. Тысяча душ. М., "Художественная литература", 1971 г.,
370: стр. 486.
371:
372:
373: Вопрос 2:
374: О существовании его неземного до сих пор ведутся дискуссии, а кто
375: критиковал его чистого?
376:
377: Ответ:
378: Иммануил Кант (1724-1804) - "Критика чистого разума".
379:
380: Источник:
381: Андрей Белый. Старый Арбат. Повести. М., "Московский рабочий", стр. 583
382: + General thesaurus.
383:
384:
385: Вопрос 3:
386: Осенью 1814 г. в некоем селе под Белевом Жуковский написал много
387: замечательных стихотворных произведений. Название этого села
388: примечательно тем, что если в нем поменять местами всего две буквы, то
389: получится другое, гораздо более известное нам по подобному случаю село.
390: Попробуйте назвать оба села.
391:
392: Ответ:
393: у Жуковского - Долбино, а у Пушкина - Болдино ("Болдинская осень").
394:
395: Комментарий:
396: Измененный вариант Ильи Ратнера, Иерусалим
397: Осенью 1814 г. в селе под Белевом Жуковский написал немало
398: замечательных стихов. Забавно, что если в названии этого села поменять
399: местами всего две буквы, то получитс название другого села, в котором
400: примерно в то же врем произошли аналогичные события. Так как же
401: называлось село Жуковского?
402:
403: Источник:
404: Жуковский В.А. Стихотворения. Поэмы. Проза. Москва, "Современник", 1983
405: г., стр. 393.
406:
407:
408: Вопрос 4:
409: В романе Андрея Белого "Петербург" этот образ несет значительную
410: идейно-художественную нагрузку, соединяясь и даже идентифицируясь с
411: образом Петра 1 - Медного всадника. Основанием этому послужил известный
412: факт пребывания Петра 1 за границей. Назовите этот образ.
413:
414: Ответ:
415: Летучий Голландец (!) - Петр был в Голландии.
416:
417: Комментарий:
418: Измененный вариант Ильи Ратнера, Иерусалим (только у него вместо
419: соединяется было идентифицируется)
420: В романе Андрея Белого "Петербург" этот образ соединяетс с Медным
421: Всадником. Основанием для этого послужил известный факт пребывания Петра
422: 1 за границей. Назовите этот образ.
423:
424: Источник:
425: Андрей Белый. Петербург. М., "Наука", 1981 г., стр. 645.
426:
427:
428: Вопрос 5:
429: Притча. Встретились двое. Один (просто философ) спрашивает другого
430: (банкира-философа):
431: - Ну и как тебе этот мир?
432: - Он ужасен. Будущее, как и жизнь, не имеет смысла, люди слишком
433: самонадеянны и глупы, и я ни видеть, ни знать о них ничего не хочу.
434: - Но почему же ты тогда так любишь деньги?
435: - Понимаешь, это как разница между обычным стеклом и зеркалом...
436: Закончьте это объяснение.
437:
438: Ответ:
439: "Добавишь серебра и уже видишь только себя".
440:
441: Источник:
442: Рассказано кандидатом экономических наук Даниэлем Гусинским (нет, не
443: родственник банкиру-олигарху) из Риги на арбайтсамтовских курсах
444: немецкого языка.
445:
446:
447: Вопрос 6:
448: Из записных книжек Венедикта Ерофеева: "За одно и то же, т.е. за один
449: способ поведения, известную группу одних называют благородными..." А как
450: называют известную группу других?
451:
452: Ответ:
453: Инертными. Речь идет о металлах и газах.
454:
455: Источник:
456: Венедикт Ерофеев. Оставьте мою душу в покое: Почти все. М., АО "Х.Г.С.",
457: 1995 г., стр. 289.
458:
459:
460: Вопрос 7:
461: В Ветхом завете его название звучит как Фадмор - пальмовый город,
462: основанный царем Соломоном как остановочный пункт для караванов в
463: Сирийской пустыне между Антиливаном и Евфратом; центр одноименного
464: рабовладельческого государства, прославился великолепием архитектурных
465: памятников. До времен Римской империи этот город процветал торговлей,
466: будучи посредником между Западом и Востоком. С 18 в. этот город в
467: сочетании с неким прилагательным стал условно-поэтическим символом.
468: Назовите этот город.
469:
470: Ответ:
471: Пальмира - Санкт-Петербург - Северная Пальмира.
472:
473: Источник:
474: Андрей Белый. Петербург. М., "Наука", 1981 г., стр. 680.
475:
476:
477: Вопрос 8:
478: В прошлом веке в России многие мужчины, что на первый взгляд очень
479: забавно, объявляли себя невинно падшими. Что же это означало?
480:
481: Ответ:
482: Стать банкротом
483:
484: Комментарий:
485: Коммерческий суд давал заключение о несостоятельности банкрота, налагал
486: запрет на его имущество и объявлял конкурс - то есть торги, распродажу
487: имущества в пользу кредиторов; сам должник до конкурса подвергался
488: аресту. Снисходительность законодательства к "невинно падшим" вызвала
489: широкое распространение фиктивных банкротств ради избавления от
490: платежей по кредитам.
491:
492: Источник:
493: Салтыков-Щедрин М.Е. Избранное. М., "Современник", 1976 г., стр. 601.
494:
495:
496: Вопрос 9:
497: Что объединяет доктора Гримсби Ройлотта, одного античного жреца и одного
498: русского князя?
499:
500: Ответ:
501: И доктор Ройлотт из рассказа Артура Конан-Дойла "Пестрая лента", и
502: Лаокоон с сыновьми, и вещий Олег УМЕРЛИ ОТ УКУСА ЗМЕЙ.
503:
504: Комментарий:
505: О, здесь была допущена самая суровая ошибка - Лаокоон был задушен, а не
506: укушен. О разном была дискуссия в Интернете по поводу возможностей
507: улучшения этой задумки, но если не принимать во внмание мнение, что
508: вопросы с оборотом "что объединяет" - это вчерашний день и т.п., и идти
509: по пути наименьшего сопротивления, то исправленный вариант будет просто
510: таким:
511: Что объединяет доктора Гримсби Ройлотта, одну африканскую
512: правительницу и одного русского князя?
513: Имеется в виду Клеопатра, покончившая с собой при помощи ядовитой
514: змеи. В голову может вполне еще и придти отвлекающая царица Савская.
515: Примечание от 27 декабря 1999 г., вскоре после окончания осеннего
516: турнира ИГП6: но до блеска эта идея была доведена в 7 вопросе 5 тура
517: ИГП6, "Ночного кошмара", и автором указан Максим Поташев!:-) Нет, ничего
518: против я не имею, но забавно, забавно. Тем более, как ни крути, а идея
519: на листе была свечена, правда, почти ровно год назад, но верблюда-то из
520: ИГП4 "Стираю" в ИГП6 напомнили!
521:
522: Источник:
523: Салтыков-Щедрин М.Е. Избранное. М., "Современник", 1976 г., стр. 582. +
524: General thesaurus.
525:
526:
527: Тур:
528: Тур 4
529:
530: Вопрос 1:
531: Все вы что-нибудь да слышали о спиритизме. Так вот, существует понятие
532: "спиритическая цепь" - оно предполагает выполнение достаточно строгих
533: правил. Все мало-мальски серьезные команды знатоков, возможно, сами того
534: не зная, пытаются построить спиритическую цепь. Каким образом?
535:
536: Ответ:
537: Пытаясь определить оптимальную рассадку игроков команды "по номерам"
538: вокруг стола. Спиритическая цепь - это наиболее целесообразное с точки
539: зрения медиумических феноменов расположение участников спиритического
540: сеанса.
541:
542: Комментарий:
543: Bопрос в таком виде можно считать ликвидированным. Даже те, которые не
544: отрицают необходимости удобной рассадки команды за столом, а не как
545: попало, отказываются усматривать в этом аналог спиритической цепи. В
1.9 rubashki 546: октябре 1999 г. была написана окончательная переработанная версия этого
1.2 roma7 547: вопроса:
1.9 rubashki 548: ВОПРОС: В спиритизме существует понятие спиритической ЕЕ. Также
549: известна электрическая ОНА. Считается, что определенная категория людей
550: не рискует ничем, кроме принадлежащим им ИХ. А кто, знакомый нам с
551: детства, движется по ней постоянно?
552: OТВЕТ: Кот Ученый - все ходит по цепи кругом. "Пролетариату нечего
553: терять, кроме своих цепей". ОНА - цепь.
1.2 roma7 554:
555: Источник:
556: Андрей Белый. Петербург. М., "Наука", 1981 г., стр. 652.
557:
558:
559: Вопрос 2:
560: Это слово - термин межевого законодательства: земельный участок
561: самостоятельной ценности. А еще это отглагольное существительное, также
562: употребляемое в юридической практике. Назовите это слово.
563:
564: Ответ:
565: Дача (лесная, земельная; взятки, показаний).
566:
567: Источник:
568: Салтыков-Щедрин М.Е. Избранное. М., "Современник", 1976 г., стр. 598-9.
569: + General thesaurus.
570:
571:
572: Вопрос 3:
573: Юрий Михайлович Лотман стал легендарной личностью задолго до своей
574: кончины. Он был необычайно остроумным человеком. При этом он шутил и над
575: самим собой. Однажды на ироническом автопортрете он изобразил себя
576: повешенным на веревке, другой конец которой был прикреплен через
1.10 ! roma7 577: перекладину к большой плите. И надпись: "Повесился на..." чем?
1.2 roma7 578:
579: Ответ:
580: "... блоке". Жена Лотмана была блоковедом.
581:
582: Источник:
583: Евреи шутят. Еврейские анекдоты, остроты и афоризмы о евреях, собранные
584: Леонидом Столовичем. Второе издание, слегка дополненное. Тарту -
585: Санкт-Петербург, 1996 г., стр. 215.
586:
587:
588: Вопрос 4:
589: В романе Андрея Белого "Петербург" под именем графа Дубльве выведен
590: русский государственный деятель, активный сторонник буржуазных реформ и
591: конституционной монархии, также граф. Назовите его фамилию.
592:
593: Ответ:
594: Витте (W - Witte) Сергей Юльевич (1849-1915).
595:
596: Источник:
597: Андрей Белый. Петербург. М., "Наука", 1981 г., стр. 644.
598:
599:
600: Вопрос 5:
601: Он родился 23 января 1898 г. в Риге, умер 11 февраля 1948 г. в Москве.
602: Если перевести его фамилию на русский язык, то он станет однофамильцем
603: некоего матроса. Вспомните о том, что по-немецки называется
604: "панцеркройцер", и назовите его фамилию.
605:
606: Ответ:
607: Эйзенштейн - Железняк - броненосец ("Потемкин").
608:
609: Источник:
610: Немецко-русский словарь + General thesaurus.
611:
612:
613: Вопрос 6:
614: Прежде чем дать имя литературному герою, это слово было названием
615: горловой болезни - потери голоса в результате перепо (болезнь пьяниц).
616: Михаил Бахтин пишет, что, ставши нарицательным, это имя "связано со
617: ртом, с горлом, с выпивкой, с болезнью, то есть с весьма характерным
618: гротескным комплексом." Назовите это имя.
619:
620: Ответ:
621: Пантагрюэль.
622:
623: Источник:
624: Венедикт Ерофеев. Оставьте мою душу в покое: Почти все. М., АО "Х.Г.С.",
625: 1995 г., стр. 18, 29.
626:
627:
628: Вопрос 7:
629: По толкованию богословов это, виденное во сне ветхозаветным патриархом
630: Иаковом, символизирует духовную связь бога с землей. Разумеется, ни о
631: чем таком советским телезрителям не говорили, и поэтому название этой
632: передачи трактовали гораздо проще, мол, им ведущего и антураж сцены
633: говорят сами за себя. Как же называлась эта передача?
634:
635: Ответ:
636: "Лестница Якоба" - шведская музыкальная телепрограмма, где на сцене были
637: выстроены телевизоры в виде лестницы. Именно в этой передаче Алла
638: Пугачева впервые исполнила песню "Алло".
639:
640: Комментарий:
641: И к этому вопросу был прислан другой его вариант, предложенный Ильей
642: Ратнером. Поскольку считаю то обсуждение интересным и не утратившим
643: своей полезности и по сию пору, то привожу его ниже практически целиком.
1.6 knop 644: Юрий Бершидский:
1.2 roma7 645: Лестница, приснившаяся Иакову, известна едва ли не любому школьнику.
646: А Астапово, значит, нет? Это, может быть, любому израильскому школьнику,
647: на что и намекает Ирина Михлина, а СНГовскому пардон, пардон. В разных
648: странах разная классика. Тем, кто пропахал Танах и проч., конечно, Иаков
649: сразу говорит обо всем, а Радищев или Астапово хуже... (в следующий раз
650: непременно надо будет спросить про Гжегожа Лято, Кемпеса или Паоло
1.6 knop 651: Росси :-) Quique suum.
652: Вариант Ильи Ратнера:
1.2 roma7 653: Для христианина или иудея ЭТО символизирует духовную связь Бога с
654: землей. Разумеется, ни о чем таком советским телезрителям не говорили, и
655: поэтому название телепередачи, совпадающее с названием ЭТОГО, трактовали
656: гораздо проще, мол, имя ведущего и антураж сцены говорят сами за себя.
657: Назовите ЭТО.
658: Формулировки принципиально отличаются в двух местах:
659: 1. Из первой части вопроса исключено явное упоминание о Якове
660: 2. Подчеркнута связь названия передачи с ЭТИМ, (в изначальной
661: формулировке они не были связаны, и, в принципе, допускалось толкование,
662: аналогичное вопросу все про того же Якова и Менделя)
1.6 knop 663: Убедили. Исключаем Иакова, раз для СНГ это уже тоже явная метка. Но
1.2 roma7 664: насчет полной корректности первого предложения не уверен. Оговорочка
665: насчет "по толкованию богословов" много места не занимает, но с ней
666: как-то поспокойнее. Теперь более серьезный недостаток. Спрашиваем мы
1.6 knop 667: "Лестницу Якоба". Но везде в вашем тексте, Илья, X равен только
1.2 roma7 668: ЛЕСТНИЦЕ! Или (что еще хуже) таки ЛЕСТНИЦЕ В НЕБО! Иакову в качестве
669: символа приснилась ЛЕСТНИЦА, а не ЛЕСТНИЦА ЯКОБА! Это потом уже она
670: стала с ним идентифицироваться, соединяться, сливаться. Ньютону ведь на
671: голову упало ЯБЛОКО, а не ЯБЛОКО НЬЮТОНА! А еще вспоминается один
672: давнишний телебрэйн, где кажись "Юме" не засчитали ответ "Дамоклов меч",
673: т.к. правильный ответ был просто "меч". Я потому, честно говоря, и
674: крючкотворствую, что хорошо запомнил тот случай. (А еще был незачет
675: ответа "сирота казанская" при правильном ответе просто "сирота".) И
676: второе предложение не срабатывает как переобозначение икса (да и
677: допустимо ли это?) - оно некорректно. Повторю еще раз свой текст.
1.6 knop 678: По толкованию богословов (1) это, виденное во сне ветхозаветным
1.2 roma7 679: патриархом Иаковом, символизирует духовную связь бога с землей.
680: Разумеется, ни о чем таком советским телезрителям не говорили, и поэтому
1.6 knop 681: название (2) этой передачи трактовали гораздо проще, мол, им ведущего и
1.2 roma7 682: антураж сцены говорят сами за себя. Как же называлась эта передача?
683: У меня по-честному две переменные - одна для символа, втора для
684: передачи. То, что переменные эти как-то связаны, само собой разумеется,
685: а иначе зачем огород городился. Оборот "советским телезрителям не
686: говорили" вкупе с теологическим началом должен выводить на то, что
687: передача зарубежная и старая, а упоминание Иакова призвано было
688: облегчить подход к ответу со стороны Якоба, а не лестницы. Если мы
689: убираем Иакова, то тогда в качестве компенсации можно вставить Аллу
690: Пугачеву (ведь это только ради нее показывали те пару выпусков), но я
691: выбрал Иакова, а не Пугачеву, посчитав, что Пугачева будет поизвестнее
692: Иакова:-)
693: Задача ставится так: как избежать и двух переменных, и неправомерного
694: их слияния, при этом не вредя и эстетической стороне. Снова слово Илье
695: Ратнеру:
1.6 knop 696: Но дабы избавиться от местоимений, слово "ЭТО" в первом предложении
697: можно заменить на "это архитектурное сооружение", а во втором - "с
698: названием ЭТОГО" заменить на "с его названием". Читаться будет лучше,
699: правда, к сожалению, вопрос от этого сильно облегчается.
1.2 roma7 700: Самое забавное, что этой, предпринятой, по-видимому, чисто из
1.6 knop 701: эстетических соображений, поправкой Илья добился устранения имеющейся в
702: его варианте некорректности: в самом деле, архитектурное сооружение - это
1.2 roma7 703: лестница, а ее название - Лестница Иакова! Так что все в порядке, причем
704: первое ЭТО вполне можно оставить, не жертвуя тяжестью вопроса. Конец
705: цитаты.
706:
707: Источник:
1.6 knop 708: Андрей Белый. Старый Арбат. Повести. Москва, "Московский рабочий", 1989,
709: с. 584.
1.2 roma7 710:
711:
712: Вопрос 8:
713: Так называется один из отрядов класса паукообразных (они же сольпуги,
714: они же бихорхи) - распространены в основном в южных областях, укус не
715: ядовит. А еще это вид боевого строя и нечто утопическое. Что же это?
716:
717: Ответ:
718: Фаланга - боевой строй македонских войск и прообразы коммун.
719:
720: Источник:
721: Радищев А.Н. Стихотворения. Из серии "Библиотека поэта". Л., "Советский
722: писатель", 1975 г., стр. 269. + Андрей Белый. Петербург. М., "Наука",
723: 1981 г., стр. 675.
724:
725:
726: Вопрос 9:
727: Посрамихом! Посрамихом! - клич, с которым расходились из Кремля после
728: "прения о вере" 5 июля 1682 г. раскольники. В ту пору они находили
729: сильнейшую поддержку в тех, которые назывались словом, которым можно
730: назвать и меня, правда по совершенно другой причине. А в сочетании с
731: неким прилагательным это слово теперь являетс спортивной наградой.
732: Назовите это слово.
733:
734: Ответ:
735: Стрелец.
736:
737: Комментарий:
738: Знак Зодиака, "Золотой стрелец" - высшая российска футбольная награда,
739: названная так в честь Эдуарда Стрельцова.
740:
741: Источник:
742: Салтыков-Щедрин М.Е. Избранное. М., "Современник", 1976 г., стр. 591. +
743: General thesaurus.
744:
745:
FreeBSD-CVSweb <freebsd-cvsweb@FreeBSD.org>