Annotation of db/baza/kkk2.txt, revision 1.3
1.2 roma7 1: Чемпионат:
2: Кишиневский Кубок Киборга - 2. Пятитысячный.
3:
4: Дата:
5: 08-Nov-1998
6:
7: Тур:
8: Тур 1
9:
10: Вопрос 1:
11: В романе "Золотой теленок" можно встретить стоящие рядом фамилии этих
12: двух великих актрис, что очень удивительно. Однако упоминаются они
13: отнюдь не в связи с театром или кино. Я не прошу вас сказать, в каком же
14: контексте они упоминаются, я прошу вас только назвать эти две фамилии.
15:
16: Ответ:
17: Лорен-Дитрих (как бы анахронизм - Софи Лорен и Марлен Дитрих появились
18: позднее). Контекст - "Антилопа-Гну".
19:
20: Источник:
21: Ильф И., Петров Е. "Золотой теленок", любое издание.
22:
23:
24: Вопрос 2:
25: Вот что он писал в одном из своих трактатов: "Терзанию, болезням,
26: изгнанию, заточению, всему есть предел непреоборимый, за которым земная
27: власть есть ничто. Едва дух жизненный излетит из уязвленного и
28: изможденного тела, как вся власть тиранов утщетится, все могущество их
29: исчезнет, раздробится сила; ярость тогда напрасна, зверство
30: ничтожествовать принуждено, кичение смешно. Конец дней несчастного есть
31: предел злобе мучителей и варварству осмеяние." Не видя вокруг себя
32: никаких сил, с помощью которых можно было бы хотя бы с малейшими шансами
33: на успех восстать против "земной власти", он стал на единственный, как
34: ему казалось, оставшийся для него путь "осмеяния" тирана: 11 сентября
35: 1802 г. он принял смертельную дозу яда. О ком идет речь?
36:
37: Ответ:
38: об Александре Николаевиче Радищеве.
39:
40: Комментарий:
41: Измененный вариант.
42: Вот что он писал в одном из своих трактатов: "Терзанию, болезням,
43: изгнанию, заточению, всему есть предел непреоборимый, за которым земная
44: власть есть ничто... Конец дней несчастного есть предел злобе мучителей
45: и варварству осмеяние." Его роднит с Сократом не только занятие
46: философией, но и поступок, совершенный 24 сентября 1802 года. О ком идет
47: речь?
48: В источнике была дана дата по старому стилю. Установление этого
49: факта, так же, как и формулировка последнего предложения, принадлежит
50: Константину Кнопу, Санкт-Петербург.
51:
52: Источник:
53: Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. М., "Детска
54: литература", 1971 г., стр. 38-9.
55:
56:
57: Вопрос 3:
58: В 1932 г. была объявлена "безбожная пятилетка". К 1936 г. планировалось
59: закрыть последнюю церковь, а к 1937 г. добиться того, чтобы... что?
60:
61: Ответ:
62: слово "бог" в СССР не произносилось.
63:
64: Источник:
65: Венедикт Ерофеев. Оставьте мою душу в покое: Почти все. М., АО "Х.Г.С.",
66: 1995 г., стр. 346.
67:
68:
69: Вопрос 4:
70: Андрей Белый писал в ноябре 1910 г.: "Не Петербург, не Москва -
71: Россия;... Россия - это [...], окруженное пространствами; и эти
72: пространства - не лихие пространства: это ясные, как день Божий,
73: лучезарные поляны." Восстановите пропущенное слово.
74:
75: Ответ:
76: Астапово - ж/д станция, на которой умер Л.Н. Толстой, увидьте намек в
77: конце цитаты (ясные... поляны).
78:
79: Источник:
80: Андрей Белый. Петербург. М., "Наука", 1981 г., стр. 679.
81:
82:
83: Вопрос 5:
84: Английский философ Томас Гоббс: "Истина вроде той, например, что сумма
85: углов треугольника равнв 180 градусов, не обошлась ни в одну каплю
86: крови, поскольку это истина..." Закончьте по смыслу эту цитату.
87:
88: Ответ:
89: "..., не затрагивающая ничьих интересов". Ответы "признаетс всеми",
90: "никому не нужна" и т.п. неверны. Верно все, что типа "которая никому не
91: мешает".
92:
93: Источник:
94: Венедикт Ерофеев. Оставьте мою душу в покое: Почти все. М., АО "Х.Г.С.",
95: 1995 г., стр. 319.
96:
97:
98: Вопрос 6:
99: Венедикт Ерофеев отмечает, что среди персонажей беллетристики 19 в.
100: таких людей - больше, чем на самом деле, а в 20 в. с персонажами ничего
101: такого не было, зато с их авторами... Кого же в 19 в. было больше среди
102: персонажей, а в 20-м среди авторов?
103:
104: Ответ:
105: Самоубийц.
106:
107: Источник:
108: Венедикт Ерофеев. Оставьте мою душу в покое: Почти все. М., АО "Х.Г.С.",
109: 1995 г., стр. 311.
110:
111:
112: Вопрос 7:
113: Древние ассирийцы называли свою столицу Ниневией. Слово выводили по
114: своему корню из слова "нуну", которое значило "рыба" и даже в
115: письменности изображалось тем же самым клинописным значком иероглифом,
116: что и "рыба". Ассирийцы долгое время были врагами Иудеи. По мнению Льва
117: Успенского, все эти обстоятельства и могли послужить основой для
118: возникновения некой легенды. Назовите главного персонажа этой легенды.
119:
120: Ответ:
121: пророк Иона, которого будто бы проглотил, вопреки своему анатомическому
122: устройству, кит и держал в своем чреве три дня. Кит ведь у древних людей
123: считался самой большой рыбой.
124:
125: Источник:
126: Успенский Лев. Загадки топонимики. М., "Молодая гвардия", 1969 г., стр.
127: 254.
128:
129:
130: Вопрос 8:
131: Тесно сомкнутый штурмовой отряд римских легионеров, образующих из
132: поднятых над головой щитов род прикрытия, называлс тестудо. Переведите
133: слово "тестудо" с латыни на русский.
134:
135: Ответ:
136: Черепаха.
137:
138: Источник:
139: Андрей Белый. Петербург. М., "Наука", 1981 г., стр. 662.
140:
141:
142: Вопрос 9:
143: В древнегреческой мифологии он был прежде всего богом живой силы
144: природы, а не того, что мы привыкли. В концепции Фридриха Ницше,
145: выдвинутой им в книге "Рождение трагедии из духа музыки" ("Die Geburt
146: der Tragoedie aus dem Geist der Musik", 1871) он противопоставляетс
147: Аполлону и является символом дисгармонии, хаотической страстности,
148: "ночной" стороны души. О ком идет речь?
149:
150: Ответ:
151: о Дионисе (Вакхе) - для нас он как-то все больше бог вина.
152:
153: Источник:
154: Андрей Белый. Петербург. М., "Наука", 1981 г., стр. 672.
155:
156:
157: Тур:
158: Тур 2
159:
160: Вопрос 1:
161: Борис Пастернак пишет, что в царство танго и скетинг-рингов этот человек
162: вывез из глухого закавказского лесничества убеждение, в захолустье еще
163: незыблемое, что просвещение в России может быть только революционным. О
164: ком он так писал?
165:
166: Ответ:
167: О Владимире Маяковском (место рождения - Багдади).
168:
169: Источник:
170: Борис Пастернак. Воздушные пути. Проза разных лет. М., "Советский
171: писатель", 1982 г., стр. 453-4.
172:
173:
174: Вопрос 2:
175: Этот образ, как символ мировой силы, противостоящей благому
176: божественному началу, восходит к Апокалипсису. А вот у китайцев и других
177: близких им народов он - повелитель вод, поэтому именно по его повелению
178: из туч низвергается дождь. Остается добавить, что в том же Китае его
179: слюной называли доставлявшееся из Аравии дорогое ароматическое средство
180: - серую амбру. Кто он?
181:
182: Ответ:
183: Дракон.
184:
185: Источник:
186: Андрей Белый. Петербург. М., "Наука", 1981 г., стр. 670. + Восточный
187: альманах. Выпуск 11. К вершине горы. М., "Художественна литература",
188: стр. 492.
189:
190:
191: Вопрос 3:
192: Сочиненная Екатериной 2 "Сказка о царевиче Хлоре" повествует о том, как
193: киргизский хан похитил русского царевича и, желая испытать его, повелел
194: ему отыскать некий символ добродетели, который в природе не существует,
195: а вот селекционеры его уже вывели. Итак, что же это за символ, если в
196: ответе должно быть три слова, причем второе слово - "без"?
197:
198: Ответ:
199: роза без шипов.
200:
201: Источник:
202: Андрей Белый. Петербург. М., "Наука", 1981 г., стр. 642. + General
203: thesaurus.
204:
205:
206: Вопрос 4:
207: Для Андрея Белого он знаменовал "олицетворение темной бесконечности
208: бытия и хаоса", "пустота и небытие смотрит из его темных глаз". Воочию
209: Белый увидел его в начале марта 1911 г. Вот что он писал об этой встрече
210: своей матери: "Пишу Тебе, потрясенный им. Такого живого, исполненного
211: значением взгляда я еще не видал нигде, никогда... он - не то ангел, не
212: то - зверь, не то - прекрасна женщина." Кто же он?
213:
214: Ответ:
215: Великий Сфинкс - самый большой из сфинксов, высеченный из цельной скалы
216: близ пирамиды Хефрена.
217:
218: Источник:
219: Андрей Белый. Петербург. М., "Наука", 1981 г., стр. 682-3.
220:
221:
222: Вопрос 5:
223: В "Илиаде" рассказывается о Троянской войне, и, в конечном итоге, о
224: гибели Трои. Не знаю, сколько было театральных постановок по мотивам
225: "Илиады" и вообще, были ли они, но если верить источникам, самой
226: грандиозной постановкой следует считать ту, что была осуществлена в 64
227: г.н.э. А где и кем?
228:
229: Ответ:
230: В Риме - Нероном, велел поджечь город - наблюдая за пожаром, Нерон сидел
231: на крыше дворца и пел песнь о гибели Трои.
232:
233: Источник:
234: Радищев А.Н. Стихотворения. Из серии "Библиотека поэта". Л., "Советский
235: писатель", 1975 г., стр. 253.
236:
237:
238: Вопрос 6:
239: Из записных книжек Венедикта Ерофеева: признаки верного благополучия в
240: семье 20-х гг.: три вещи на букву "г". Так назовите последовательно эти
241: цветок, часть домашней обстановки во мн.ч., и прибор.
242:
243: Ответ:
244: герань, гардины, граммофон.
245:
246: Источник:
247: Венедикт Ерофеев. Оставьте мою душу в покое: Почти все. М., АО "Х.Г.С.",
248: 1995 г., стр. 293.
249:
250:
251: Вопрос 7:
252: В греческих церковных памятниках нередко определением "либанитес"
253: сопровождается описание креста господня, того, на котором, по преданию,
254: был распят Иисус Христос. Что означает это слово? (Только, ради бога, не
255: возмущайтесь, что вы не знаете греческого. Желаю врубиться.)
256:
257: Ответ:
258: "либанитес" - изготовленный из ливанского кедра. Врубились в кедр?
259: Молодцы!
260:
261: Комментарий:
262: Измененный вариант.
263: Что означает слово "либанитес" в контексте, которым в греческих
264: церковных памятниках нередко сопровождается описание креста господа (об
265: этом упоминает в одной из своих книг филолог Лев Успенский)?
266: Некоторый спор возник из-за того, что "либанитес", по всей видимости,
267: это просто "ливанский". А смысл весь в том, что в данном конкретном
268: случае это нечто больше, чем просто "ливанский", и это нечто и нужно
269: вычислить вторым ходом.
270:
271: Источник:
272: Успенский Лев. Загадки топонимики. М., "Молодая гвардия", 1969 г., стр.
273: 239.
274:
275:
276: Вопрос 8:
277: Герленова Pao-Rosa, аткинсонова серинга, а еще клематит, пачули,
278: экстрамугет, опопонакс и корилопсис - все это объясняетс в комментариях
279: к роману Федора Сологуба "Мелкий бес". Что же это все такое?
280:
281: Ответ:
282: Духи. Там еще был как минимум цикламен Пивера.
283:
284: Комментарий:
285: 1) Pao-Rosa - духи знаменитой фирмы "Герлен", основатель которой
286: Пьер-Франсуа Паскаль Герлен (Guerlain) в начале 19 в. был парфюмером
287: императрицы,
288: 2) Пивер (Pivert) Франсуа Туссен - известный франц. парфюмер прошлого
289: века,
290: 3) серинга - название духов (от франц. seringa - жасмин), Аткинсон -
291: видимо, фамилия парфюмера (реальное лицо или фирма не установлена),
292: 4) клематит - от франц. clematite - ломонос, разновидность цветов
293: семейства лютиковых,
294: 5) пачули - разновидность сильно пахнущих духов,
295: 6) extra-muguet (от франц. muguet - ландыш),
296: 7) опопонакс - духи, изготавливаемые из ароматической смолы южного
297: растения с тем же названием,
298: 8) корилопсис - цветущий кустарник, произрастающий в странах
299: Юго-Восточной Азии, Индии и Китае.
300: Пачули оказались штукой очень известной и помнимой, упоминание
301: которой окнопляет вопрос. Поэтому лучше всего их исключить, хотя, с
302: другой стороны, это может быть единственное, что вспомнят в вашей
303: команде или клубе. Смотря кто чего и сколько читал.
304:
305: Источник:
306: Сологуб Федор. Мелкий бес. М., "Художественная литература", 1988 г.,
307: стр. 300-302.
308:
309:
310: Вопрос 9:
311: Однажды на одном научном симпозиуме до того не вмешивавшийс в ход
312: дискуссии Игорь Губерман встал и сказал следующее: "Дело в том, что я -
313: железнодорожник по образованию. Вот он (докладчик) употребляет известное
314: выражение, но не знает, что это такое. А я знаю. Это когда едешь, едешь,
315: едешь, но только если соблюдаешь указани табличек по бокам: "Открой
316: поддувало!", "Закрой поддувало", "Открой сифон!", "Закрой сифон!"...
317: Поэтому я желаю вам счастливого бездорожья." Какое выражение заставило
318: выступить Губермана?
319:
320: Ответ:
321: дать зеленую улицу - докладчик призывал дать ее проблеме массовых
322: коммуникаций и не преграждать шлагбаумом.
323:
324: Комментарий:
325: Измененный вариант Ильи Ратнера, Иерусалим.
326: Однажды на научном симпозиуме Игорь Губерман, железнодорожник по
327: образованию, определил одно известное выражение, употребленное
328: докладчиком, так: "Это когда едешь, едешь, едешь, но только если
329: соблюдаешь указания табличек по бокам: "Открой поддувало!", "Закрой
330: поддувало!", "Открой сифон!", "Закрой сифон!"..." Какое же выражение
331: употребил докладчик?
332:
333: Источник:
334: Евреи шутят. Еврейские анекдоты, остроты и афоризмы о евреях, собранные
335: Леонидом Столовичем. Второе издание, слегка дополненное. Тарту -
336: Санкт-Петербург, 1996 г., стр. 222.
337:
338:
339: Тур:
340: Тур 3
341:
342: Вопрос 1:
343: А.Ф. Писемский. "Тысяча душ". Цитата: "Бог ведь знает, господа, как, и
344: про что, и за что у нас человека возвышают. Больше всего, чай, надо
345: полагать, что письмами от князя Хованского он очень хорошую себе
346:
347: Ответ:
348: рекомендацию делает..." Ответьте, пожалуйста, какую должность занимал
349: упоминаемый в этом отрывке князь А.Н. Хованский, гг. жизни 1771-1857?
1.3 ! knop 350: Ответ:
! 351: управляющий государственным ассигнационным банком (принимать
1.2 roma7 352: любые формулировки, содержащие в себе смысл: "руководитель Центробанка",
353: то бишь центрального денежно-эмиссионного кредитного учреждения).
354: Письмами от князя Хованского назывались взятки.
355:
356: Комментарий:
357: Мало того, что эта информация была уже в Союзе играна, и, по-видимому,
358: не раз (слава богу, ни один из этих вопросов до Кишинева не доходил),
359: так каково же было мое удивление, когда я увидел подобного же рода
360: вопрос в заключительном туре ИГП5! Мне оставалось только пожать плечами,
361: доступ к интернетовской базе данных я получил позже, чем в момент
362: составления ККК2, а вот команда, готовящая вопросы для ИГП, могла бы
363: туда и заглянуть.
364:
365: Источник:
366: Писемский А.Ф. Тысяча душ. М., "Художественная литература", 1971 г.,
367: стр. 486.
368:
369:
370: Вопрос 2:
371: О существовании его неземного до сих пор ведутся дискуссии, а кто
372: критиковал его чистого?
373:
374: Ответ:
375: Иммануил Кант (1724-1804) - "Критика чистого разума".
376:
377: Источник:
378: Андрей Белый. Старый Арбат. Повести. М., "Московский рабочий", стр. 583
379: + General thesaurus.
380:
381:
382: Вопрос 3:
383: Осенью 1814 г. в некоем селе под Белевом Жуковский написал много
384: замечательных стихотворных произведений. Название этого села
385: примечательно тем, что если в нем поменять местами всего две буквы, то
386: получится другое, гораздо более известное нам по подобному случаю село.
387: Попробуйте назвать оба села.
388:
389: Ответ:
390: у Жуковского - Долбино, а у Пушкина - Болдино ("Болдинская осень").
391:
392: Комментарий:
393: Измененный вариант Ильи Ратнера, Иерусалим
394: Осенью 1814 г. в селе под Белевом Жуковский написал немало
395: замечательных стихов. Забавно, что если в названии этого села поменять
396: местами всего две буквы, то получитс название другого села, в котором
397: примерно в то же врем произошли аналогичные события. Так как же
398: называлось село Жуковского?
399:
400: Источник:
401: Жуковский В.А. Стихотворения. Поэмы. Проза. Москва, "Современник", 1983
402: г., стр. 393.
403:
404:
405: Вопрос 4:
406: В романе Андрея Белого "Петербург" этот образ несет значительную
407: идейно-художественную нагрузку, соединяясь и даже идентифицируясь с
408: образом Петра 1 - Медного всадника. Основанием этому послужил известный
409: факт пребывания Петра 1 за границей. Назовите этот образ.
410:
411: Ответ:
412: Летучий Голландец (!) - Петр был в Голландии.
413:
414: Комментарий:
415: Измененный вариант Ильи Ратнера, Иерусалим (только у него вместо
416: соединяется было идентифицируется)
417: В романе Андрея Белого "Петербург" этот образ соединяетс с Медным
418: Всадником. Основанием для этого послужил известный факт пребывания Петра
419: 1 за границей. Назовите этот образ.
420:
421: Источник:
422: Андрей Белый. Петербург. М., "Наука", 1981 г., стр. 645.
423:
424:
425: Вопрос 5:
426: Притча. Встретились двое. Один (просто философ) спрашивает другого
427: (банкира-философа):
428: - Ну и как тебе этот мир?
429: - Он ужасен. Будущее, как и жизнь, не имеет смысла, люди слишком
430: самонадеянны и глупы, и я ни видеть, ни знать о них ничего не хочу.
431: - Но почему же ты тогда так любишь деньги?
432: - Понимаешь, это как разница между обычным стеклом и зеркалом...
433: Закончьте это объяснение.
434:
435: Ответ:
436: "Добавишь серебра и уже видишь только себя".
437:
438: Источник:
439: Рассказано кандидатом экономических наук Даниэлем Гусинским (нет, не
440: родственник банкиру-олигарху) из Риги на арбайтсамтовских курсах
441: немецкого языка.
442:
443:
444: Вопрос 6:
445: Из записных книжек Венедикта Ерофеева: "За одно и то же, т.е. за один
446: способ поведения, известную группу одних называют благородными..." А как
447: называют известную группу других?
448:
449: Ответ:
450: Инертными. Речь идет о металлах и газах.
451:
452: Источник:
453: Венедикт Ерофеев. Оставьте мою душу в покое: Почти все. М., АО "Х.Г.С.",
454: 1995 г., стр. 289.
455:
456:
457: Вопрос 7:
458: В Ветхом завете его название звучит как Фадмор - пальмовый город,
459: основанный царем Соломоном как остановочный пункт для караванов в
460: Сирийской пустыне между Антиливаном и Евфратом; центр одноименного
461: рабовладельческого государства, прославился великолепием архитектурных
462: памятников. До времен Римской империи этот город процветал торговлей,
463: будучи посредником между Западом и Востоком. С 18 в. этот город в
464: сочетании с неким прилагательным стал условно-поэтическим символом.
465: Назовите этот город.
466:
467: Ответ:
468: Пальмира - Санкт-Петербург - Северная Пальмира.
469:
470: Источник:
471: Андрей Белый. Петербург. М., "Наука", 1981 г., стр. 680.
472:
473:
474: Вопрос 8:
475: В прошлом веке в России многие мужчины, что на первый взгляд очень
476: забавно, объявляли себя невинно падшими. Что же это означало?
477:
478: Ответ:
479: Стать банкротом
480:
481: Комментарий:
482: Коммерческий суд давал заключение о несостоятельности банкрота, налагал
483: запрет на его имущество и объявлял конкурс - то есть торги, распродажу
484: имущества в пользу кредиторов; сам должник до конкурса подвергался
485: аресту. Снисходительность законодательства к "невинно падшим" вызвала
486: широкое распространение фиктивных банкротств ради избавления от
487: платежей по кредитам.
488:
489: Источник:
490: Салтыков-Щедрин М.Е. Избранное. М., "Современник", 1976 г., стр. 601.
491:
492:
493: Вопрос 9:
494: Что объединяет доктора Гримсби Ройлотта, одного античного жреца и одного
495: русского князя?
496:
497: Ответ:
498: И доктор Ройлотт из рассказа Артура Конан-Дойла "Пестрая лента", и
499: Лаокоон с сыновьми, и вещий Олег УМЕРЛИ ОТ УКУСА ЗМЕЙ.
500:
501: Комментарий:
502: О, здесь была допущена самая суровая ошибка - Лаокоон был задушен, а не
503: укушен. О разном была дискуссия в Интернете по поводу возможностей
504: улучшения этой задумки, но если не принимать во внмание мнение, что
505: вопросы с оборотом "что объединяет" - это вчерашний день и т.п., и идти
506: по пути наименьшего сопротивления, то исправленный вариант будет просто
507: таким:
508: Что объединяет доктора Гримсби Ройлотта, одну африканскую
509: правительницу и одного русского князя?
510: Имеется в виду Клеопатра, покончившая с собой при помощи ядовитой
511: змеи. В голову может вполне еще и придти отвлекающая царица Савская.
512: Примечание от 27 декабря 1999 г., вскоре после окончания осеннего
513: турнира ИГП6: но до блеска эта идея была доведена в 7 вопросе 5 тура
514: ИГП6, "Ночного кошмара", и автором указан Максим Поташев!:-) Нет, ничего
515: против я не имею, но забавно, забавно. Тем более, как ни крути, а идея
516: на листе была свечена, правда, почти ровно год назад, но верблюда-то из
517: ИГП4 "Стираю" в ИГП6 напомнили!
518:
519: Источник:
520: Салтыков-Щедрин М.Е. Избранное. М., "Современник", 1976 г., стр. 582. +
521: General thesaurus.
522:
523:
524: Тур:
525: Тур 4
526:
527: Вопрос 1:
528: Все вы что-нибудь да слышали о спиритизме. Так вот, существует понятие
529: "спиритическая цепь" - оно предполагает выполнение достаточно строгих
530: правил. Все мало-мальски серьезные команды знатоков, возможно, сами того
531: не зная, пытаются построить спиритическую цепь. Каким образом?
532:
533: Ответ:
534: Пытаясь определить оптимальную рассадку игроков команды "по номерам"
535: вокруг стола. Спиритическая цепь - это наиболее целесообразное с точки
536: зрения медиумических феноменов расположение участников спиритического
537: сеанса.
538:
539: Комментарий:
540: Bопрос в таком виде можно считать ликвидированным. Даже те, которые не
541: отрицают необходимости удобной рассадки команды за столом, а не как
542: попало, отказываются усматривать в этом аналог спиритической цепи. В
543: октябре 1999 г. была написана окончательная переработанна версия этого
544: вопроса:
545: В спиритизме существует понятие спиритической ЕЕ. Также известна
546: электрическая ОНА. Считается, что определенна категория людей не рискует
547: ничем, кроме принадлежащим им ИХ. А кто, знакомый нам с детства,
548: движется по ней постоянно?
549: OТВЕТ:
550: Кот Ученый - все ходит по цепи кругом. "Пролетариату нечего терять,
551: кроме своих цепей". ОНА - цепь.
552:
553: Источник:
554: Андрей Белый. Петербург. М., "Наука", 1981 г., стр. 652.
555:
556:
557: Вопрос 2:
558: Это слово - термин межевого законодательства: земельный участок
559: самостоятельной ценности. А еще это отглагольное существительное, также
560: употребляемое в юридической практике. Назовите это слово.
561:
562: Ответ:
563: Дача (лесная, земельная; взятки, показаний).
564:
565: Источник:
566: Салтыков-Щедрин М.Е. Избранное. М., "Современник", 1976 г., стр. 598-9.
567: + General thesaurus.
568:
569:
570: Вопрос 3:
571: Юрий Михайлович Лотман стал легендарной личностью задолго до своей
572: кончины. Он был необычайно остроумным человеком. При этом он шутил и над
573: самим собой. Однажды на ироническом автопортрете он изобразил себя
574: повешенным на веревке, другой конец которой был прикреплен через
575: перекладину к большой плите. И надпись: "Повесилс на..." чем?
576:
577: Ответ:
578: "... блоке". Жена Лотмана была блоковедом.
579:
580: Источник:
581: Евреи шутят. Еврейские анекдоты, остроты и афоризмы о евреях, собранные
582: Леонидом Столовичем. Второе издание, слегка дополненное. Тарту -
583: Санкт-Петербург, 1996 г., стр. 215.
584:
585:
586: Вопрос 4:
587: В романе Андрея Белого "Петербург" под именем графа Дубльве выведен
588: русский государственный деятель, активный сторонник буржуазных реформ и
589: конституционной монархии, также граф. Назовите его фамилию.
590:
591: Ответ:
592: Витте (W - Witte) Сергей Юльевич (1849-1915).
593:
594: Источник:
595: Андрей Белый. Петербург. М., "Наука", 1981 г., стр. 644.
596:
597:
598: Вопрос 5:
599: Он родился 23 января 1898 г. в Риге, умер 11 февраля 1948 г. в Москве.
600: Если перевести его фамилию на русский язык, то он станет однофамильцем
601: некоего матроса. Вспомните о том, что по-немецки называется
602: "панцеркройцер", и назовите его фамилию.
603:
604: Ответ:
605: Эйзенштейн - Железняк - броненосец ("Потемкин").
606:
607: Источник:
608: Немецко-русский словарь + General thesaurus.
609:
610:
611: Вопрос 6:
612: Прежде чем дать имя литературному герою, это слово было названием
613: горловой болезни - потери голоса в результате перепо (болезнь пьяниц).
614: Михаил Бахтин пишет, что, ставши нарицательным, это имя "связано со
615: ртом, с горлом, с выпивкой, с болезнью, то есть с весьма характерным
616: гротескным комплексом." Назовите это имя.
617:
618: Ответ:
619: Пантагрюэль.
620:
621: Источник:
622: Венедикт Ерофеев. Оставьте мою душу в покое: Почти все. М., АО "Х.Г.С.",
623: 1995 г., стр. 18, 29.
624:
625:
626: Вопрос 7:
627: По толкованию богословов это, виденное во сне ветхозаветным патриархом
628: Иаковом, символизирует духовную связь бога с землей. Разумеется, ни о
629: чем таком советским телезрителям не говорили, и поэтому название этой
630: передачи трактовали гораздо проще, мол, им ведущего и антураж сцены
631: говорят сами за себя. Как же называлась эта передача?
632:
633: Ответ:
634: "Лестница Якоба" - шведская музыкальная телепрограмма, где на сцене были
635: выстроены телевизоры в виде лестницы. Именно в этой передаче Алла
636: Пугачева впервые исполнила песню "Алло".
637:
638: Комментарий:
639: И к этому вопросу был прислан другой его вариант, предложенный Ильей
640: Ратнером. Поскольку считаю то обсуждение интересным и не утратившим
641: своей полезности и по сию пору, то привожу его ниже практически целиком.
642: Юрий Бершидский:
643: Лестница, приснившаяся Иакову, известна едва ли не любому школьнику.
644: А Астапово, значит, нет? Это, может быть, любому израильскому школьнику,
645: на что и намекает Ирина Михлина, а СНГовскому пардон, пардон. В разных
646: странах разная классика. Тем, кто пропахал Танах и проч., конечно, Иаков
647: сразу говорит обо всем, а Радищев или Астапово хуже... (в следующий раз
648: непременно надо будет спросить про Гжегожа Лято, Кемпеса или Паоло
649: Росси:-) Quique suum. Вариант Ильи Ратнера:
650: Для христианина или иудея ЭТО символизирует духовную связь Бога с
651: землей. Разумеется, ни о чем таком советским телезрителям не говорили, и
652: поэтому название телепередачи, совпадающее с названием ЭТОГО, трактовали
653: гораздо проще, мол, имя ведущего и антураж сцены говорят сами за себя.
654: Назовите ЭТО.
655: Формулировки принципиально отличаются в двух местах:
656: 1. Из первой части вопроса исключено явное упоминание о Якове
657: 2. Подчеркнута связь названия передачи с ЭТИМ, (в изначальной
658: формулировке они не были связаны, и, в принципе, допускалось толкование,
659: аналогичное вопросу все про того же Якова и Менделя)
660: Убедили. Исключаем Иакова, раз для СНГ это уже тоже явна метка. Но
661: насчет полной корректности первого предложения не уверен. Оговорочка
662: насчет "по толкованию богословов" много места не занимает, но с ней
663: как-то поспокойнее. Теперь более серьезный недостаток. Спрашиваем мы
664: "Лестницу Якоба". Но везде в вашем тексте, Илья, Х равен только
665: ЛЕСТНИЦЕ! Или (что еще хуже) таки ЛЕСТНИЦЕ В НЕБО! Иакову в качестве
666: символа приснилась ЛЕСТНИЦА, а не ЛЕСТНИЦА ЯКОБА! Это потом уже она
667: стала с ним идентифицироваться, соединяться, сливаться. Ньютону ведь на
668: голову упало ЯБЛОКО, а не ЯБЛОКО НЬЮТОНА! А еще вспоминается один
669: давнишний телебрэйн, где кажись "Юме" не засчитали ответ "Дамоклов меч",
670: т.к. правильный ответ был просто "меч". Я потому, честно говоря, и
671: крючкотворствую, что хорошо запомнил тот случай. (А еще был незачет
672: ответа "сирота казанская" при правильном ответе просто "сирота".) И
673: второе предложение не срабатывает как переобозначение икса (да и
674: допустимо ли это?) - оно некорректно. Повторю еще раз свой текст.
675: По толкованию богословов (1)это, виденное во сне ветхозаветным
676: патриархом Иаковом, символизирует духовную связь бога с землей.
677: Разумеется, ни о чем таком советским телезрителям не говорили, и поэтому
678: название (2)этой передачи трактовали гораздо проще, мол, им ведущего и
679: антураж сцены говорят сами за себя. Как же называлась эта передача?
680: У меня по-честному две переменные - одна для символа, втора для
681: передачи. То, что переменные эти как-то связаны, само собой разумеется,
682: а иначе зачем огород городился. Оборот "советским телезрителям не
683: говорили" вкупе с теологическим началом должен выводить на то, что
684: передача зарубежная и старая, а упоминание Иакова призвано было
685: облегчить подход к ответу со стороны Якоба, а не лестницы. Если мы
686: убираем Иакова, то тогда в качестве компенсации можно вставить Аллу
687: Пугачеву (ведь это только ради нее показывали те пару выпусков), но я
688: выбрал Иакова, а не Пугачеву, посчитав, что Пугачева будет поизвестнее
689: Иакова:-)
690: Задача ставится так: как избежать и двух переменных, и неправомерного
691: их слияния, при этом не вредя и эстетической стороне. Снова слово Илье
692: Ратнеру:
693: No daby izbavit'sja ot mestoimenij, slovo "ETO" v pervom predlozhenii
694: mozhno zamenit' na "eto arxitekturnoe sooruzhenie" a vo vtorom - "s
695: nazvaniem "ETOGO" zamenit' na "s ego nazvaniem" ChitatСsja budet
696: luchshe, pravda, k sozhaleniju, vopros ot etogo sil'no oblegchaetsja.
697: Самое забавное, что этой, предпринятой, по-видимому, чисто из
698: эстетических соображений, поправкой Илья добился устранени имеющейся в
699: его варианте некорректности: в самом деле, архит. сооружение - это
700: лестница, а ее название - Лестница Иакова! Так что все в порядке, причем
701: первое ЭТО вполне можно оставить, не жертвуя тяжестью вопроса. Конец
702: цитаты.
703:
704: Источник:
705: Андрей Белый. Старый Арбат. Повести. Москва, "Московский рабочий", 1989
706: г., стр. 584 + General thesaurus.
707:
708:
709: Вопрос 8:
710: Так называется один из отрядов класса паукообразных (они же сольпуги,
711: они же бихорхи) - распространены в основном в южных областях, укус не
712: ядовит. А еще это вид боевого строя и нечто утопическое. Что же это?
713:
714: Ответ:
715: Фаланга - боевой строй македонских войск и прообразы коммун.
716:
717: Источник:
718: Радищев А.Н. Стихотворения. Из серии "Библиотека поэта". Л., "Советский
719: писатель", 1975 г., стр. 269. + Андрей Белый. Петербург. М., "Наука",
720: 1981 г., стр. 675.
721:
722:
723: Вопрос 9:
724: Посрамихом! Посрамихом! - клич, с которым расходились из Кремля после
725: "прения о вере" 5 июля 1682 г. раскольники. В ту пору они находили
726: сильнейшую поддержку в тех, которые назывались словом, которым можно
727: назвать и меня, правда по совершенно другой причине. А в сочетании с
728: неким прилагательным это слово теперь являетс спортивной наградой.
729: Назовите это слово.
730:
731: Ответ:
732: Стрелец.
733:
734: Комментарий:
735: Знак Зодиака, "Золотой стрелец" - высшая российска футбольная награда,
736: названная так в честь Эдуарда Стрельцова.
737:
738: Источник:
739: Салтыков-Щедрин М.Е. Избранное. М., "Современник", 1976 г., стр. 591. +
740: General thesaurus.
741:
742:
FreeBSD-CVSweb <freebsd-cvsweb@FreeBSD.org>