File:  [Local Repository] / db / baza / kkk2.txt
Revision 1.3: download - view: text, annotated - select for diffs - revision graph
Sat Jan 12 23:17:21 2002 UTC (22 years, 6 months ago) by knop
Branches: MAIN
CVS tags: HEAD
*** empty log message ***

    1: Чемпионат:
    2: Кишиневский Кубок Киборга - 2. Пятитысячный.
    3: 
    4: Дата:
    5: 08-Nov-1998
    6: 
    7: Тур:
    8: Тур 1
    9: 
   10: Вопрос 1:
   11: В романе "Золотой теленок" можно встретить стоящие рядом фамилии этих
   12: двух великих актрис, что очень удивительно. Однако упоминаются они
   13: отнюдь не в связи с театром или кино. Я не прошу вас сказать, в каком же
   14: контексте они упоминаются, я прошу вас только назвать эти две фамилии.
   15: 
   16: Ответ:
   17: Лорен-Дитрих (как бы анахронизм - Софи Лорен и Марлен Дитрих появились
   18: позднее). Контекст - "Антилопа-Гну".
   19: 
   20: Источник:
   21: Ильф И., Петров Е. "Золотой теленок", любое издание.
   22: 
   23: 
   24: Вопрос 2:
   25: Вот что он писал в одном из своих трактатов: "Терзанию, болезням,
   26: изгнанию, заточению, всему есть предел непреоборимый, за которым земная
   27: власть есть ничто. Едва дух жизненный излетит из уязвленного и
   28: изможденного тела, как вся власть тиранов утщетится, все могущество их
   29: исчезнет, раздробится сила; ярость тогда напрасна, зверство
   30: ничтожествовать принуждено, кичение смешно. Конец дней несчастного есть
   31: предел злобе мучителей и варварству осмеяние." Не видя вокруг себя
   32: никаких сил, с помощью которых можно было бы хотя бы с малейшими шансами
   33: на успех восстать против "земной власти", он стал на единственный, как
   34: ему казалось, оставшийся для него путь "осмеяния" тирана: 11 сентября
   35: 1802 г. он принял смертельную дозу яда. О ком идет речь?
   36: 
   37: Ответ:
   38: об Александре Николаевиче Радищеве.
   39: 
   40: Комментарий:
   41: Измененный вариант. 
   42:    Вот что он писал в одном из своих трактатов: "Терзанию, болезням,
   43: изгнанию, заточению, всему есть предел непреоборимый, за которым земная
   44: власть есть ничто... Конец дней несчастного есть предел злобе мучителей
   45: и варварству осмеяние." Его роднит с Сократом не только занятие
   46: философией, но и поступок, совершенный 24 сентября 1802 года. О ком идет
   47: речь?
   48:    В источнике была дана дата по старому стилю. Установление этого
   49: факта, так же, как и формулировка последнего предложения, принадлежит
   50: Константину Кнопу, Санкт-Петербург.
   51: 
   52: Источник:
   53: Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. М., "Детска
   54: литература", 1971 г., стр. 38-9.
   55: 
   56: 
   57: Вопрос 3:
   58: В 1932 г. была объявлена "безбожная пятилетка". К 1936 г. планировалось
   59: закрыть последнюю церковь, а к 1937 г. добиться того, чтобы... что?
   60: 
   61: Ответ:
   62: слово "бог" в СССР не произносилось.
   63: 
   64: Источник:
   65: Венедикт Ерофеев. Оставьте мою душу в покое: Почти все. М., АО "Х.Г.С.",
   66: 1995 г., стр. 346.
   67: 
   68: 
   69: Вопрос 4:
   70: Андрей Белый писал в ноябре 1910 г.: "Не Петербург, не Москва -
   71: Россия;... Россия - это [...], окруженное пространствами; и эти
   72: пространства - не лихие пространства: это ясные, как день Божий,
   73: лучезарные поляны." Восстановите пропущенное слово.
   74: 
   75: Ответ:
   76: Астапово - ж/д станция, на которой умер Л.Н. Толстой, увидьте намек в
   77: конце цитаты (ясные... поляны).
   78: 
   79: Источник:
   80: Андрей Белый. Петербург. М., "Наука", 1981 г., стр. 679.
   81: 
   82: 
   83: Вопрос 5:
   84: Английский философ Томас Гоббс: "Истина вроде той, например, что сумма
   85: углов треугольника равнв 180 градусов, не обошлась ни в одну каплю
   86: крови, поскольку это истина..." Закончьте по смыслу эту цитату.
   87: 
   88: Ответ:
   89: "..., не затрагивающая ничьих интересов". Ответы "признаетс всеми",
   90: "никому не нужна" и т.п. неверны. Верно все, что типа "которая никому не
   91: мешает".
   92: 
   93: Источник:
   94: Венедикт Ерофеев. Оставьте мою душу в покое: Почти все. М., АО "Х.Г.С.",
   95: 1995 г., стр. 319.
   96: 
   97: 
   98: Вопрос 6:
   99: Венедикт Ерофеев отмечает, что среди персонажей беллетристики 19 в.
  100: таких людей - больше, чем на самом деле, а в 20 в. с персонажами ничего
  101: такого не было, зато с их авторами... Кого же в 19 в. было больше среди
  102: персонажей, а в 20-м среди авторов?
  103: 
  104: Ответ:
  105: Самоубийц.
  106: 
  107: Источник:
  108: Венедикт Ерофеев. Оставьте мою душу в покое: Почти все. М., АО "Х.Г.С.",
  109: 1995 г., стр. 311.
  110: 
  111: 
  112: Вопрос 7:
  113: Древние ассирийцы называли свою столицу Ниневией. Слово выводили по
  114: своему корню из слова "нуну", которое значило "рыба" и даже в
  115: письменности изображалось тем же самым клинописным значком иероглифом,
  116: что и "рыба". Ассирийцы долгое время были врагами Иудеи. По мнению Льва
  117: Успенского, все эти обстоятельства и могли послужить основой для
  118: возникновения некой легенды. Назовите главного персонажа этой легенды.
  119: 
  120: Ответ:
  121: пророк Иона, которого будто бы проглотил, вопреки своему анатомическому
  122: устройству, кит и держал в своем чреве три дня. Кит ведь у древних людей
  123: считался самой большой рыбой.
  124: 
  125: Источник:
  126: Успенский Лев. Загадки топонимики. М., "Молодая гвардия", 1969 г., стр.
  127: 254.
  128: 
  129: 
  130: Вопрос 8:
  131: Тесно сомкнутый штурмовой отряд римских легионеров, образующих из
  132: поднятых над головой щитов род прикрытия, называлс тестудо. Переведите
  133: слово "тестудо" с латыни на русский.
  134: 
  135: Ответ:
  136: Черепаха.
  137: 
  138: Источник:
  139: Андрей Белый. Петербург. М., "Наука", 1981 г., стр. 662.
  140: 
  141: 
  142: Вопрос 9:
  143: В древнегреческой мифологии он был прежде всего богом живой силы
  144: природы, а не того, что мы привыкли. В концепции Фридриха Ницше,
  145: выдвинутой им в книге "Рождение трагедии из духа музыки" ("Die Geburt
  146: der Tragoedie aus dem Geist der Musik", 1871) он противопоставляетс
  147: Аполлону и является символом дисгармонии, хаотической страстности,
  148: "ночной" стороны души. О ком идет речь?
  149: 
  150: Ответ:
  151: о Дионисе (Вакхе) - для нас он как-то все больше бог вина.
  152: 
  153: Источник:
  154: Андрей Белый. Петербург. М., "Наука", 1981 г., стр. 672.
  155: 
  156: 
  157: Тур:
  158: Тур 2
  159: 
  160: Вопрос 1:
  161: Борис Пастернак пишет, что в царство танго и скетинг-рингов этот человек
  162: вывез из глухого закавказского лесничества убеждение, в захолустье еще
  163: незыблемое, что просвещение в России может быть только революционным. О
  164: ком он так писал?
  165: 
  166: Ответ:
  167: О Владимире Маяковском (место рождения - Багдади).
  168: 
  169: Источник:
  170: Борис Пастернак. Воздушные пути. Проза разных лет. М., "Советский
  171: писатель", 1982 г., стр. 453-4.
  172: 
  173: 
  174: Вопрос 2:
  175: Этот образ, как символ мировой силы, противостоящей благому
  176: божественному началу, восходит к Апокалипсису. А вот у китайцев и других
  177: близких им народов он - повелитель вод, поэтому именно по его повелению
  178: из туч низвергается дождь. Остается добавить, что в том же Китае его
  179: слюной называли доставлявшееся из Аравии дорогое ароматическое средство
  180: - серую амбру. Кто он?
  181: 
  182: Ответ:
  183: Дракон.
  184: 
  185: Источник:
  186: Андрей Белый. Петербург. М., "Наука", 1981 г., стр. 670. + Восточный
  187: альманах. Выпуск 11. К вершине горы. М., "Художественна литература",
  188: стр. 492.
  189: 
  190: 
  191: Вопрос 3:
  192: Сочиненная Екатериной 2 "Сказка о царевиче Хлоре" повествует о том, как
  193: киргизский хан похитил русского царевича и, желая испытать его, повелел
  194: ему отыскать некий символ добродетели, который в природе не существует,
  195: а вот селекционеры его уже вывели. Итак, что же это за символ, если в
  196: ответе должно быть три слова, причем второе слово - "без"?
  197: 
  198: Ответ:
  199: роза без шипов.
  200: 
  201: Источник:
  202: Андрей Белый. Петербург. М., "Наука", 1981 г., стр. 642. + General
  203: thesaurus.
  204: 
  205: 
  206: Вопрос 4:
  207: Для Андрея Белого он знаменовал "олицетворение темной бесконечности
  208: бытия и хаоса", "пустота и небытие смотрит из его темных глаз". Воочию
  209: Белый увидел его в начале марта 1911 г. Вот что он писал об этой встрече
  210: своей матери: "Пишу Тебе, потрясенный им. Такого живого, исполненного
  211: значением взгляда я еще не видал нигде, никогда... он - не то ангел, не
  212: то - зверь, не то - прекрасна женщина." Кто же он?
  213: 
  214: Ответ:
  215: Великий Сфинкс - самый большой из сфинксов, высеченный из цельной скалы
  216: близ пирамиды Хефрена.
  217: 
  218: Источник:
  219: Андрей Белый. Петербург. М., "Наука", 1981 г., стр. 682-3.
  220: 
  221: 
  222: Вопрос 5:
  223: В "Илиаде" рассказывается о Троянской войне, и, в конечном итоге, о
  224: гибели Трои. Не знаю, сколько было театральных постановок по мотивам
  225: "Илиады" и вообще, были ли они, но если верить источникам, самой
  226: грандиозной постановкой следует считать ту, что была осуществлена в 64
  227: г.н.э. А где и кем?
  228: 
  229: Ответ:
  230: В Риме - Нероном, велел поджечь город - наблюдая за пожаром, Нерон сидел
  231: на крыше дворца и пел песнь о гибели Трои.
  232: 
  233: Источник:
  234: Радищев А.Н. Стихотворения. Из серии "Библиотека поэта". Л., "Советский
  235: писатель", 1975 г., стр. 253.
  236: 
  237: 
  238: Вопрос 6:
  239: Из записных книжек Венедикта Ерофеева: признаки верного благополучия в
  240: семье 20-х гг.: три вещи на букву "г". Так назовите последовательно эти
  241: цветок, часть домашней обстановки во мн.ч., и прибор.
  242: 
  243: Ответ:
  244: герань, гардины, граммофон.
  245: 
  246: Источник:
  247: Венедикт Ерофеев. Оставьте мою душу в покое: Почти все. М., АО "Х.Г.С.",
  248: 1995 г., стр. 293.
  249: 
  250: 
  251: Вопрос 7:
  252: В греческих церковных памятниках нередко определением "либанитес"
  253: сопровождается описание креста господня, того, на котором, по преданию,
  254: был распят Иисус Христос. Что означает это слово? (Только, ради бога, не
  255: возмущайтесь, что вы не знаете греческого. Желаю врубиться.)
  256: 
  257: Ответ:
  258: "либанитес" - изготовленный из ливанского кедра. Врубились в кедр?
  259: Молодцы!
  260: 
  261: Комментарий:
  262: Измененный вариант. 
  263:    Что означает слово "либанитес" в контексте, которым в греческих
  264: церковных памятниках нередко сопровождается описание креста господа (об
  265: этом упоминает в одной из своих книг филолог Лев Успенский)?
  266:    Некоторый спор возник из-за того, что "либанитес", по всей видимости,
  267: это просто "ливанский". А смысл весь в том, что в данном конкретном
  268: случае это нечто больше, чем просто "ливанский", и это нечто и нужно
  269: вычислить вторым ходом.
  270: 
  271: Источник:
  272: Успенский Лев. Загадки топонимики. М., "Молодая гвардия", 1969 г., стр.
  273: 239.
  274: 
  275: 
  276: Вопрос 8:
  277: Герленова Pao-Rosa, аткинсонова серинга, а еще клематит, пачули,
  278: экстрамугет, опопонакс и корилопсис - все это объясняетс в комментариях
  279: к роману Федора Сологуба "Мелкий бес". Что же это все такое?
  280: 
  281: Ответ:
  282: Духи. Там еще был как минимум цикламен Пивера.
  283: 
  284: Комментарий:
  285:    1) Pao-Rosa - духи знаменитой фирмы "Герлен", основатель которой
  286: Пьер-Франсуа Паскаль Герлен (Guerlain) в начале 19 в. был парфюмером
  287: императрицы,
  288:    2) Пивер (Pivert) Франсуа Туссен - известный франц. парфюмер прошлого
  289: века,
  290:    3) серинга - название духов (от франц. seringa - жасмин), Аткинсон -
  291: видимо, фамилия парфюмера (реальное лицо или фирма не установлена),
  292:    4) клематит - от франц. clematite - ломонос, разновидность цветов
  293: семейства лютиковых,
  294:    5) пачули - разновидность сильно пахнущих духов,
  295:    6) extra-muguet (от франц. muguet - ландыш),
  296:    7) опопонакс - духи, изготавливаемые из ароматической смолы южного
  297: растения с тем же названием,
  298:    8) корилопсис - цветущий кустарник, произрастающий в странах
  299: Юго-Восточной Азии, Индии и Китае.
  300:    Пачули оказались штукой очень известной и помнимой, упоминание
  301: которой окнопляет вопрос. Поэтому лучше всего их исключить, хотя, с
  302: другой стороны, это может быть единственное, что вспомнят в вашей
  303: команде или клубе. Смотря кто чего и сколько читал.
  304: 
  305: Источник:
  306: Сологуб Федор. Мелкий бес. М., "Художественная литература", 1988 г.,
  307: стр. 300-302.
  308: 
  309: 
  310: Вопрос 9:
  311: Однажды на одном научном симпозиуме до того не вмешивавшийс в ход
  312: дискуссии Игорь Губерман встал и сказал следующее: "Дело в том, что я -
  313: железнодорожник по образованию. Вот он (докладчик) употребляет известное
  314: выражение, но не знает, что это такое. А я знаю. Это когда едешь, едешь,
  315: едешь, но только если соблюдаешь указани табличек по бокам: "Открой
  316: поддувало!", "Закрой поддувало", "Открой сифон!", "Закрой сифон!"...
  317: Поэтому я желаю вам счастливого бездорожья." Какое выражение заставило
  318: выступить Губермана?
  319: 
  320: Ответ:
  321: дать зеленую улицу - докладчик призывал дать ее проблеме массовых
  322: коммуникаций и не преграждать шлагбаумом.
  323: 
  324: Комментарий:
  325: Измененный вариант Ильи Ратнера, Иерусалим.
  326:    Однажды на научном симпозиуме Игорь Губерман, железнодорожник по
  327: образованию, определил одно известное выражение, употребленное
  328: докладчиком, так: "Это когда едешь, едешь, едешь, но только если
  329: соблюдаешь указания табличек по бокам: "Открой поддувало!", "Закрой
  330: поддувало!", "Открой сифон!", "Закрой сифон!"..." Какое же выражение
  331: употребил докладчик?
  332: 
  333: Источник:
  334: Евреи шутят. Еврейские анекдоты, остроты и афоризмы о евреях, собранные
  335: Леонидом Столовичем. Второе издание, слегка дополненное. Тарту -
  336: Санкт-Петербург, 1996 г., стр. 222.
  337: 
  338: 
  339: Тур:
  340: Тур 3
  341: 
  342: Вопрос 1:
  343: А.Ф. Писемский. "Тысяча душ". Цитата: "Бог ведь знает, господа, как, и
  344: про что, и за что у нас человека возвышают. Больше всего, чай, надо
  345: полагать, что письмами от князя Хованского он очень хорошую себе
  346: 
  347: Ответ:
  348: рекомендацию делает..." Ответьте, пожалуйста, какую должность занимал
  349: упоминаемый в этом отрывке князь А.Н. Хованский, гг. жизни 1771-1857?
  350: Ответ: 
  351: управляющий государственным ассигнационным банком (принимать
  352: любые формулировки, содержащие в себе смысл: "руководитель Центробанка",
  353: то бишь центрального денежно-эмиссионного кредитного учреждения).
  354: Письмами от князя Хованского назывались взятки.
  355: 
  356: Комментарий:
  357: Мало того, что эта информация была уже в Союзе играна, и, по-видимому,
  358: не раз (слава богу, ни один из этих вопросов до Кишинева не доходил),
  359: так каково же было мое удивление, когда я увидел подобного же рода
  360: вопрос в заключительном туре ИГП5! Мне оставалось только пожать плечами,
  361: доступ к интернетовской базе данных я получил позже, чем в момент
  362: составления ККК2, а вот команда, готовящая вопросы для ИГП, могла бы
  363: туда и заглянуть.
  364: 
  365: Источник:
  366: Писемский А.Ф. Тысяча душ. М., "Художественная литература", 1971 г.,
  367: стр. 486.
  368: 
  369: 
  370: Вопрос 2:
  371: О существовании его неземного до сих пор ведутся дискуссии, а кто
  372: критиковал его чистого?
  373: 
  374: Ответ:
  375: Иммануил Кант (1724-1804) - "Критика чистого разума".
  376: 
  377: Источник:
  378: Андрей Белый. Старый Арбат. Повести. М., "Московский рабочий", стр. 583
  379: + General thesaurus.
  380: 
  381: 
  382: Вопрос 3:
  383: Осенью 1814 г. в некоем селе под Белевом Жуковский написал много
  384: замечательных стихотворных произведений. Название этого села
  385: примечательно тем, что если в нем поменять местами всего две буквы, то
  386: получится другое, гораздо более известное нам по подобному случаю село.
  387: Попробуйте назвать оба села.
  388: 
  389: Ответ:
  390: у Жуковского - Долбино, а у Пушкина - Болдино ("Болдинская осень").
  391: 
  392: Комментарий:
  393: Измененный вариант Ильи Ратнера, Иерусалим
  394:    Осенью 1814 г. в селе под Белевом Жуковский написал немало
  395: замечательных стихов. Забавно, что если в названии этого села поменять
  396: местами всего две буквы, то получитс название другого села, в котором
  397: примерно в то же врем произошли аналогичные события. Так как же
  398: называлось село Жуковского?
  399: 
  400: Источник:
  401: Жуковский В.А. Стихотворения. Поэмы. Проза. Москва, "Современник", 1983
  402: г., стр. 393.
  403: 
  404: 
  405: Вопрос 4:
  406: В романе Андрея Белого "Петербург" этот образ несет значительную
  407: идейно-художественную нагрузку, соединяясь и даже идентифицируясь с
  408: образом Петра 1 - Медного всадника. Основанием этому послужил известный
  409: факт пребывания Петра 1 за границей. Назовите этот образ.
  410: 
  411: Ответ:
  412: Летучий Голландец (!) - Петр был в Голландии.
  413: 
  414: Комментарий:
  415: Измененный вариант Ильи Ратнера, Иерусалим (только у него вместо
  416: соединяется было идентифицируется)
  417:    В романе Андрея Белого "Петербург" этот образ соединяетс с Медным
  418: Всадником. Основанием для этого послужил известный факт пребывания Петра
  419: 1 за границей. Назовите этот образ.
  420: 
  421: Источник:
  422: Андрей Белый. Петербург. М., "Наука", 1981 г., стр. 645.
  423: 
  424: 
  425: Вопрос 5:
  426: Притча. Встретились двое. Один (просто философ) спрашивает другого
  427: (банкира-философа):
  428:    - Ну и как тебе этот мир?
  429:    - Он ужасен. Будущее, как и жизнь, не имеет смысла, люди слишком
  430: самонадеянны и глупы, и я ни видеть, ни знать о них ничего не хочу.
  431:    - Но почему же ты тогда так любишь деньги?
  432:    - Понимаешь, это как разница между обычным стеклом и зеркалом...
  433:    Закончьте это объяснение.
  434: 
  435: Ответ:
  436: "Добавишь серебра и уже видишь только себя".
  437: 
  438: Источник:
  439: Рассказано кандидатом экономических наук Даниэлем Гусинским (нет, не
  440: родственник банкиру-олигарху) из Риги на арбайтсамтовских курсах
  441: немецкого языка.
  442: 
  443: 
  444: Вопрос 6:
  445: Из записных книжек Венедикта Ерофеева: "За одно и то же, т.е. за один
  446: способ поведения, известную группу одних называют благородными..." А как
  447: называют известную группу других?
  448: 
  449: Ответ:
  450: Инертными. Речь идет о металлах и газах.
  451: 
  452: Источник:
  453: Венедикт Ерофеев. Оставьте мою душу в покое: Почти все. М., АО "Х.Г.С.",
  454: 1995 г., стр. 289.
  455: 
  456: 
  457: Вопрос 7:
  458: В Ветхом завете его название звучит как Фадмор - пальмовый город,
  459: основанный царем Соломоном как остановочный пункт для караванов в
  460: Сирийской пустыне между Антиливаном и Евфратом; центр одноименного
  461: рабовладельческого государства, прославился великолепием архитектурных
  462: памятников. До времен Римской империи этот город процветал торговлей,
  463: будучи посредником между Западом и Востоком. С 18 в. этот город в
  464: сочетании с неким прилагательным стал условно-поэтическим символом.
  465: Назовите этот город.
  466: 
  467: Ответ:
  468: Пальмира - Санкт-Петербург - Северная Пальмира.
  469: 
  470: Источник:
  471: Андрей Белый. Петербург. М., "Наука", 1981 г., стр. 680.
  472: 
  473: 
  474: Вопрос 8:
  475: В прошлом веке в России многие мужчины, что на первый взгляд очень
  476: забавно, объявляли себя невинно падшими. Что же это означало?
  477: 
  478: Ответ:
  479: Стать банкротом
  480: 
  481: Комментарий:
  482: Коммерческий суд давал заключение о несостоятельности банкрота, налагал
  483: запрет на его имущество и объявлял конкурс - то есть торги, распродажу
  484: имущества в пользу кредиторов; сам должник до конкурса подвергался
  485: аресту. Снисходительность законодательства к "невинно падшим" вызвала
  486: широкое распространение фиктивных банкротств ради избавления от
  487: платежей по кредитам.
  488: 
  489: Источник:
  490: Салтыков-Щедрин М.Е. Избранное. М., "Современник", 1976 г., стр. 601.
  491: 
  492: 
  493: Вопрос 9:
  494: Что объединяет доктора Гримсби Ройлотта, одного античного жреца и одного
  495: русского князя?
  496: 
  497: Ответ:
  498: И доктор Ройлотт из рассказа Артура Конан-Дойла "Пестрая лента", и
  499: Лаокоон с сыновьми, и вещий Олег УМЕРЛИ ОТ УКУСА ЗМЕЙ.
  500: 
  501: Комментарий:
  502: О, здесь была допущена самая суровая ошибка - Лаокоон был задушен, а не
  503: укушен. О разном была дискуссия в Интернете по поводу возможностей
  504: улучшения этой задумки, но если не принимать во внмание мнение, что
  505: вопросы с оборотом "что объединяет" - это вчерашний день и т.п., и идти
  506: по пути наименьшего сопротивления, то исправленный вариант будет просто
  507: таким:
  508:    Что объединяет доктора Гримсби Ройлотта, одну африканскую
  509: правительницу и одного русского князя?
  510:    Имеется в виду Клеопатра, покончившая с собой при помощи ядовитой
  511: змеи. В голову может вполне еще и придти отвлекающая царица Савская.
  512:    Примечание от 27 декабря 1999 г., вскоре после окончания осеннего
  513: турнира ИГП6: но до блеска эта идея была доведена в 7 вопросе 5 тура
  514: ИГП6, "Ночного кошмара", и автором указан Максим Поташев!:-) Нет, ничего
  515: против я не имею, но забавно, забавно. Тем более, как ни крути, а идея
  516: на листе была свечена, правда, почти ровно год назад, но верблюда-то из
  517: ИГП4 "Стираю" в ИГП6 напомнили!
  518: 
  519: Источник:
  520: Салтыков-Щедрин М.Е. Избранное. М., "Современник", 1976 г., стр. 582. +
  521: General thesaurus.
  522: 
  523: 
  524: Тур:
  525: Тур 4
  526: 
  527: Вопрос 1:
  528: Все вы что-нибудь да слышали о спиритизме. Так вот, существует понятие
  529: "спиритическая цепь" - оно предполагает выполнение достаточно строгих
  530: правил. Все мало-мальски серьезные команды знатоков, возможно, сами того
  531: не зная, пытаются построить спиритическую цепь. Каким образом?
  532: 
  533: Ответ:
  534: Пытаясь определить оптимальную рассадку игроков команды "по номерам"
  535: вокруг стола. Спиритическая цепь - это наиболее целесообразное с точки
  536: зрения медиумических феноменов расположение участников спиритического
  537: сеанса.
  538: 
  539: Комментарий:
  540: Bопрос в таком виде можно считать ликвидированным. Даже те, которые не
  541: отрицают необходимости удобной рассадки команды за столом, а не как
  542: попало, отказываются усматривать в этом аналог спиритической цепи. В
  543: октябре 1999 г. была написана окончательная переработанна версия этого
  544: вопроса:
  545:    В спиритизме существует понятие спиритической ЕЕ. Также известна
  546: электрическая ОНА. Считается, что определенна категория людей не рискует
  547: ничем, кроме принадлежащим им ИХ. А кто, знакомый нам с детства,
  548: движется по ней постоянно?
  549:    OТВЕТ:
  550:    Кот Ученый - все ходит по цепи кругом. "Пролетариату нечего терять,
  551: кроме своих цепей". ОНА - цепь.
  552: 
  553: Источник:
  554: Андрей Белый. Петербург. М., "Наука", 1981 г., стр. 652.
  555: 
  556: 
  557: Вопрос 2:
  558: Это слово - термин межевого законодательства: земельный участок
  559: самостоятельной ценности. А еще это отглагольное существительное, также
  560: употребляемое в юридической практике. Назовите это слово.
  561: 
  562: Ответ:
  563: Дача (лесная, земельная; взятки, показаний).
  564: 
  565: Источник:
  566: Салтыков-Щедрин М.Е. Избранное. М., "Современник", 1976 г., стр. 598-9.
  567: + General thesaurus.
  568: 
  569: 
  570: Вопрос 3:
  571: Юрий Михайлович Лотман стал легендарной личностью задолго до своей
  572: кончины. Он был необычайно остроумным человеком. При этом он шутил и над
  573: самим собой. Однажды на ироническом автопортрете он изобразил себя
  574: повешенным на веревке, другой конец которой был прикреплен через
  575: перекладину к большой плите. И надпись: "Повесилс на..." чем?
  576: 
  577: Ответ:
  578: "... блоке". Жена Лотмана была блоковедом.
  579: 
  580: Источник:
  581: Евреи шутят. Еврейские анекдоты, остроты и афоризмы о евреях, собранные
  582: Леонидом Столовичем. Второе издание, слегка дополненное. Тарту -
  583: Санкт-Петербург, 1996 г., стр. 215.
  584: 
  585: 
  586: Вопрос 4:
  587: В романе Андрея Белого "Петербург" под именем графа Дубльве выведен
  588: русский государственный деятель, активный сторонник буржуазных реформ и
  589: конституционной монархии, также граф. Назовите его фамилию.
  590: 
  591: Ответ:
  592: Витте (W - Witte) Сергей Юльевич (1849-1915).
  593: 
  594: Источник:
  595: Андрей Белый. Петербург. М., "Наука", 1981 г., стр. 644.
  596: 
  597: 
  598: Вопрос 5:
  599: Он родился 23 января 1898 г. в Риге, умер 11 февраля 1948 г. в Москве.
  600: Если перевести его фамилию на русский язык, то он станет однофамильцем
  601: некоего матроса. Вспомните о том, что по-немецки называется
  602: "панцеркройцер", и назовите его фамилию.
  603: 
  604: Ответ:
  605: Эйзенштейн - Железняк - броненосец ("Потемкин").
  606: 
  607: Источник:
  608: Немецко-русский словарь + General thesaurus.
  609: 
  610: 
  611: Вопрос 6:
  612: Прежде чем дать имя литературному герою, это слово было названием
  613: горловой болезни - потери голоса в результате перепо (болезнь пьяниц).
  614: Михаил Бахтин пишет, что, ставши нарицательным, это имя "связано со
  615: ртом, с горлом, с выпивкой, с болезнью, то есть с весьма характерным
  616: гротескным комплексом." Назовите это имя.
  617: 
  618: Ответ:
  619: Пантагрюэль.
  620: 
  621: Источник:
  622: Венедикт Ерофеев. Оставьте мою душу в покое: Почти все. М., АО "Х.Г.С.",
  623: 1995 г., стр. 18, 29.
  624: 
  625: 
  626: Вопрос 7:
  627: По толкованию богословов это, виденное во сне ветхозаветным патриархом
  628: Иаковом, символизирует духовную связь бога с землей. Разумеется, ни о
  629: чем таком советским телезрителям не говорили, и поэтому название этой
  630: передачи трактовали гораздо проще, мол, им ведущего и антураж сцены
  631: говорят сами за себя. Как же называлась эта передача?
  632: 
  633: Ответ:
  634: "Лестница Якоба" - шведская музыкальная телепрограмма, где на сцене были
  635: выстроены телевизоры в виде лестницы. Именно в этой передаче Алла
  636: Пугачева впервые исполнила песню "Алло".
  637: 
  638: Комментарий:
  639: И к этому вопросу был прислан другой его вариант, предложенный Ильей
  640: Ратнером. Поскольку считаю то обсуждение интересным и не утратившим
  641: своей полезности и по сию пору, то привожу его ниже практически целиком.
  642: Юрий Бершидский:
  643:    Лестница, приснившаяся Иакову, известна едва ли не любому школьнику.
  644: А Астапово, значит, нет? Это, может быть, любому израильскому школьнику,
  645: на что и намекает Ирина Михлина, а СНГовскому пардон, пардон. В разных
  646: странах разная классика. Тем, кто пропахал Танах и проч., конечно, Иаков
  647: сразу говорит обо всем, а Радищев или Астапово хуже... (в следующий раз
  648: непременно надо будет спросить про Гжегожа Лято, Кемпеса или Паоло
  649: Росси:-) Quique suum. Вариант Ильи Ратнера:
  650:    Для христианина или иудея ЭТО символизирует духовную связь Бога с
  651: землей. Разумеется, ни о чем таком советским телезрителям не говорили, и
  652: поэтому название телепередачи, совпадающее с названием ЭТОГО, трактовали
  653: гораздо проще, мол, имя ведущего и антураж сцены говорят сами за себя.
  654: Назовите ЭТО.
  655:    Формулировки принципиально отличаются в двух местах:
  656:    1. Из первой части вопроса исключено явное упоминание о Якове
  657:    2. Подчеркнута связь названия передачи с ЭТИМ, (в изначальной
  658: формулировке они не были связаны, и, в принципе, допускалось толкование,
  659: аналогичное вопросу все про того же Якова и Менделя)
  660:    Убедили. Исключаем Иакова, раз для СНГ это уже тоже явна метка. Но
  661: насчет полной корректности первого предложения не уверен. Оговорочка
  662: насчет "по толкованию богословов" много места не занимает, но с ней
  663: как-то поспокойнее. Теперь более серьезный недостаток. Спрашиваем мы
  664: "Лестницу Якоба". Но везде в вашем тексте, Илья, Х равен только
  665: ЛЕСТНИЦЕ! Или (что еще хуже) таки ЛЕСТНИЦЕ В НЕБО! Иакову в качестве
  666: символа приснилась ЛЕСТНИЦА, а не ЛЕСТНИЦА ЯКОБА! Это потом уже она
  667: стала с ним идентифицироваться, соединяться, сливаться. Ньютону ведь на
  668: голову упало ЯБЛОКО, а не ЯБЛОКО НЬЮТОНА! А еще вспоминается один
  669: давнишний телебрэйн, где кажись "Юме" не засчитали ответ "Дамоклов меч",
  670: т.к. правильный ответ был просто "меч". Я потому, честно говоря, и
  671: крючкотворствую, что хорошо запомнил тот случай. (А еще был незачет
  672: ответа "сирота казанская" при правильном ответе просто "сирота".) И
  673: второе предложение не срабатывает как переобозначение икса (да и
  674: допустимо ли это?) - оно некорректно. Повторю еще раз свой текст.
  675:    По толкованию богословов (1)это, виденное во сне ветхозаветным
  676: патриархом Иаковом, символизирует духовную связь бога с землей.
  677: Разумеется, ни о чем таком советским телезрителям не говорили, и поэтому
  678: название (2)этой передачи трактовали гораздо проще, мол, им ведущего и
  679: антураж сцены говорят сами за себя. Как же называлась эта передача?
  680:    У меня по-честному две переменные - одна для символа, втора для
  681: передачи. То, что переменные эти как-то связаны, само собой разумеется,
  682: а иначе зачем огород городился. Оборот "советским телезрителям не
  683: говорили" вкупе с теологическим началом должен выводить на то, что
  684: передача зарубежная и старая, а упоминание Иакова призвано было
  685: облегчить подход к ответу со стороны Якоба, а не лестницы. Если мы
  686: убираем Иакова, то тогда в качестве компенсации можно вставить Аллу
  687: Пугачеву (ведь это только ради нее показывали те пару выпусков), но я
  688: выбрал Иакова, а не Пугачеву, посчитав, что Пугачева будет поизвестнее
  689: Иакова:-)
  690:    Задача ставится так: как избежать и двух переменных, и неправомерного
  691: их слияния, при этом не вредя и эстетической стороне. Снова слово Илье
  692: Ратнеру:
  693:    No daby izbavit'sja ot mestoimenij, slovo "ETO" v pervom predlozhenii
  694: mozhno zamenit' na "eto arxitekturnoe sooruzhenie" a vo vtorom - "s
  695: nazvaniem "ETOGO" zamenit' na "s ego nazvaniem" ChitatСsja budet
  696: luchshe, pravda, k sozhaleniju, vopros ot etogo sil'no oblegchaetsja.
  697:    Самое забавное, что этой, предпринятой, по-видимому, чисто из
  698: эстетических соображений, поправкой Илья добился устранени имеющейся в
  699: его варианте некорректности: в самом деле, архит. сооружение - это
  700: лестница, а ее название - Лестница Иакова! Так что все в порядке, причем
  701: первое ЭТО вполне можно оставить, не жертвуя тяжестью вопроса. Конец
  702: цитаты.
  703: 
  704: Источник:
  705: Андрей Белый. Старый Арбат. Повести. Москва, "Московский рабочий", 1989
  706: г., стр. 584 + General thesaurus.
  707: 
  708: 
  709: Вопрос 8:
  710: Так называется один из отрядов класса паукообразных (они же сольпуги,
  711: они же бихорхи) - распространены в основном в южных областях, укус не
  712: ядовит. А еще это вид боевого строя и нечто утопическое. Что же это?
  713: 
  714: Ответ:
  715: Фаланга - боевой строй македонских войск и прообразы коммун.
  716: 
  717: Источник:
  718: Радищев А.Н. Стихотворения. Из серии "Библиотека поэта". Л., "Советский
  719: писатель", 1975 г., стр. 269. + Андрей Белый. Петербург. М., "Наука",
  720: 1981 г., стр. 675.
  721: 
  722: 
  723: Вопрос 9:
  724: Посрамихом! Посрамихом! - клич, с которым расходились из Кремля после
  725: "прения о вере" 5 июля 1682 г. раскольники. В ту пору они находили
  726: сильнейшую поддержку в тех, которые назывались словом, которым можно
  727: назвать и меня, правда по совершенно другой причине. А в сочетании с
  728: неким прилагательным это слово теперь являетс спортивной наградой.
  729: Назовите это слово.
  730: 
  731: Ответ:
  732: Стрелец.
  733: 
  734: Комментарий:
  735: Знак Зодиака, "Золотой стрелец" - высшая российска футбольная награда,
  736: названная так в честь Эдуарда Стрельцова.
  737: 
  738: Источник:
  739: Салтыков-Щедрин М.Е. Избранное. М., "Современник", 1976 г., стр. 591. +
  740: General thesaurus.
  741: 
  742: 

FreeBSD-CVSweb <freebsd-cvsweb@FreeBSD.org>