File:  [Local Repository] / db / baza / kkk2.txt
Revision 1.9: download - view: text, annotated - select for diffs - revision graph
Fri Jan 3 12:42:52 2003 UTC (21 years, 6 months ago) by rubashkin
Branches: MAIN
CVS tags: HEAD
*** empty log message ***

    1: Чемпионат:
    2: Кишинёвский Кубок Киборга - 2. Пятитысячный.
    3: 
    4: Автор:
    5: Борис Шойхет
    6: 
    7: 
    8: Дата:
    9: 08-Nov-1998
   10: 
   11: Тур:
   12: Тур 1
   13: 
   14: Вопрос 1:
   15: В романе "Золотой теленок" можно встретить стоящие рядом фамилии этих
   16: двух великих актрис, что очень удивительно. Однако упоминаются они
   17: отнюдь не в связи с театром или кино. Я не прошу вас сказать, в каком же
   18: контексте они упоминаются, я прошу вас только назвать эти две фамилии.
   19: 
   20: Ответ:
   21: Лорен-Дитрих (как бы анахронизм - Софи Лорен и Марлен Дитрих появились
   22: позднее). Контекст - "Антилопа-Гну".
   23: 
   24: Источник:
   25: Ильф И., Петров Е. "Золотой теленок", любое издание.
   26: 
   27: 
   28: Вопрос 2:
   29: Вот что он писал в одном из своих трактатов: "Терзанию, болезням,
   30: изгнанию, заточению, всему есть предел непреоборимый, за которым земная
   31: власть есть ничто. Едва дух жизненный излетит из уязвленного и
   32: изможденного тела, как вся власть тиранов утщетится, все могущество их
   33: исчезнет, раздробится сила; ярость тогда напрасна, зверство
   34: ничтожествовать принуждено, кичение смешно. Конец дней несчастного есть
   35: предел злобе мучителей и варварству осмеяние." Не видя вокруг себя
   36: никаких сил, с помощью которых можно было бы хотя бы с малейшими шансами
   37: на успех восстать против "земной власти", он стал на единственный, как
   38: ему казалось, оставшийся для него путь "осмеяния" тирана: 11 сентября
   39: 1802 г. он принял смертельную дозу яда. О ком идет речь?
   40: 
   41: Ответ:
   42: об Александре Николаевиче Радищеве.
   43: 
   44: Комментарий:
   45: Измененный вариант. 
   46:    Вот что он писал в одном из своих трактатов: "Терзанию, болезням,
   47: изгнанию, заточению, всему есть предел непреоборимый, за которым земная
   48: власть есть ничто... Конец дней несчастного есть предел злобе мучителей
   49: и варварству осмеяние." Его роднит с Сократом не только занятие
   50: философией, но и поступок, совершенный 24 сентября 1802 года. О ком идет
   51: речь?
   52:    В источнике была дана дата по старому стилю. Установление этого
   53: факта, так же, как и формулировка последнего предложения, принадлежит
   54: Константину Кнопу, Санкт-Петербург.
   55: 
   56: Источник:
   57: Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. М., "Детска
   58: литература", 1971 г., стр. 38-9.
   59: 
   60: 
   61: Вопрос 3:
   62: В 1932 г. была объявлена "безбожная пятилетка". К 1936 г. планировалось
   63: закрыть последнюю церковь, а к 1937 г. добиться того, чтобы... что?
   64: 
   65: Ответ:
   66: слово "бог" в СССР не произносилось.
   67: 
   68: Источник:
   69: Венедикт Ерофеев. Оставьте мою душу в покое: Почти все. М., АО "Х.Г.С.",
   70: 1995 г., стр. 346.
   71: 
   72: 
   73: Вопрос 4:
   74: Андрей Белый писал в ноябре 1910 г.: "Не Петербург, не Москва -
   75: Россия; ... Россия - это [...], окруженное пространствами; и эти
   76: пространства - не лихие пространства: это ясные, как день Божий,
   77: лучезарные поляны." Восстановите пропущенное слово.
   78: 
   79: Ответ:
   80: Астапово - ж/д станция, на которой умер Л.Н. Толстой, увидьте намек в
   81: конце цитаты (ясные... поляны).
   82: 
   83: Источник:
   84: Андрей Белый. Петербург. М., "Наука", 1981 г., стр. 679.
   85: 
   86: 
   87: Вопрос 5:
   88: Английский философ Томас Гоббс: "Истина вроде той, например, что сумма
   89: углов треугольника равнв 180 градусов, не обошлась ни в одну каплю
   90: крови, поскольку это истина..." Закончьте по смыслу эту цитату.
   91: 
   92: Ответ:
   93: "..., не затрагивающая ничьих интересов". Ответы "признаетс всеми",
   94: "никому не нужна" и т.п. неверны. Верно все, что типа "которая никому не
   95: мешает".
   96: 
   97: Источник:
   98: Венедикт Ерофеев. Оставьте мою душу в покое: Почти все. М., АО "Х.Г.С.",
   99: 1995 г., стр. 319.
  100: 
  101: 
  102: Вопрос 6:
  103: Венедикт Ерофеев отмечает, что среди персонажей беллетристики 19 в.
  104: таких людей - больше, чем на самом деле, а в 20 в. с персонажами ничего
  105: такого не было, зато с их авторами... Кого же в 19 в. было больше среди
  106: персонажей, а в 20-м среди авторов?
  107: 
  108: Ответ:
  109: Самоубийц.
  110: 
  111: Источник:
  112: Венедикт Ерофеев. Оставьте мою душу в покое: Почти все. М., АО "Х.Г.С.",
  113: 1995 г., стр. 311.
  114: 
  115: 
  116: Вопрос 7:
  117: Древние ассирийцы называли свою столицу Ниневией. Слово выводили по
  118: своему корню из слова "нуну", которое значило "рыба" и даже в
  119: письменности изображалось тем же самым клинописным значком иероглифом,
  120: что и "рыба". Ассирийцы долгое время были врагами Иудеи. По мнению Льва
  121: Успенского, все эти обстоятельства и могли послужить основой для
  122: возникновения некой легенды. Назовите главного персонажа этой легенды.
  123: 
  124: Ответ:
  125: пророк Иона, которого будто бы проглотил, вопреки своему анатомическому
  126: устройству, кит и держал в своем чреве три дня. Кит ведь у древних людей
  127: считался самой большой рыбой.
  128: 
  129: Источник:
  130: Успенский Лев. Загадки топонимики. М., "Молодая гвардия", 1969 г., стр.
  131: 254.
  132: 
  133: 
  134: Вопрос 8:
  135: Тесно сомкнутый штурмовой отряд римских легионеров, образующих из
  136: поднятых над головой щитов род прикрытия, называлс тестудо. Переведите
  137: слово "тестудо" с латыни на русский.
  138: 
  139: Ответ:
  140: Черепаха.
  141: 
  142: Источник:
  143: Андрей Белый. Петербург. М., "Наука", 1981 г., стр. 662.
  144: 
  145: 
  146: Вопрос 9:
  147: В древнегреческой мифологии он был прежде всего богом живой силы
  148: природы, а не того, что мы привыкли. В концепции Фридриха Ницше,
  149: выдвинутой им в книге "Рождение трагедии из духа музыки" ("Die Geburt
  150: der Tragoedie aus dem Geist der Musik", 1871) он противопоставляетс
  151: Аполлону и является символом дисгармонии, хаотической страстности,
  152: "ночной" стороны души. О ком идет речь?
  153: 
  154: Ответ:
  155: о Дионисе (Вакхе) - для нас он как-то все больше бог вина.
  156: 
  157: Источник:
  158: Андрей Белый. Петербург. М., "Наука", 1981 г., стр. 672.
  159: 
  160: 
  161: Тур:
  162: Тур 2
  163: 
  164: Вопрос 1:
  165: Борис Пастернак пишет, что в царство танго и скетинг-рингов этот человек
  166: вывез из глухого закавказского лесничества убеждение, в захолустье еще
  167: незыблемое, что просвещение в России может быть только революционным. О
  168: ком он так писал?
  169: 
  170: Ответ:
  171: О Владимире Маяковском (место рождения - Багдади).
  172: 
  173: Источник:
  174: Борис Пастернак. Воздушные пути. Проза разных лет. М., "Советский
  175: писатель", 1982 г., стр. 453-4.
  176: 
  177: 
  178: Вопрос 2:
  179: Этот образ, как символ мировой силы, противостоящей благому
  180: божественному началу, восходит к Апокалипсису. А вот у китайцев и других
  181: близких им народов он - повелитель вод, поэтому именно по его повелению
  182: из туч низвергается дождь. Остается добавить, что в том же Китае его
  183: слюной называли доставлявшееся из Аравии дорогое ароматическое средство
  184: - серую амбру. Кто он?
  185: 
  186: Ответ:
  187: Дракон.
  188: 
  189: Источник:
  190: Андрей Белый. Петербург. М., "Наука", 1981 г., стр. 670. + Восточный
  191: альманах. Выпуск 11. К вершине горы. М., "Художественна литература",
  192: стр. 492.
  193: 
  194: 
  195: Вопрос 3:
  196: Сочиненная Екатериной 2 "Сказка о царевиче Хлоре" повествует о том, как
  197: киргизский хан похитил русского царевича и, желая испытать его, повелел
  198: ему отыскать некий символ добродетели, который в природе не существует,
  199: а вот селекционеры его уже вывели. Итак, что же это за символ, если в
  200: ответе должно быть три слова, причем второе слово - "без"?
  201: 
  202: Ответ:
  203: роза без шипов.
  204: 
  205: Источник:
  206: Андрей Белый. Петербург. М., "Наука", 1981 г., стр. 642. + General
  207: thesaurus.
  208: 
  209: 
  210: Вопрос 4:
  211: Для Андрея Белого он знаменовал "олицетворение темной бесконечности
  212: бытия и хаоса", "пустота и небытие смотрит из его темных глаз". Воочию
  213: Белый увидел его в начале марта 1911 г. Вот что он писал об этой встрече
  214: своей матери: "Пишу Тебе, потрясенный им. Такого живого, исполненного
  215: значением взгляда я еще не видал нигде, никогда... он - не то ангел, не
  216: то - зверь, не то - прекрасна женщина." Кто же он?
  217: 
  218: Ответ:
  219: Великий Сфинкс - самый большой из сфинксов, высеченный из цельной скалы
  220: близ пирамиды Хефрена.
  221: 
  222: Источник:
  223: Андрей Белый. Петербург. М., "Наука", 1981 г., стр. 682-3.
  224: 
  225: 
  226: Вопрос 5:
  227: В "Илиаде" рассказывается о Троянской войне, и, в конечном итоге, о
  228: гибели Трои. Не знаю, сколько было театральных постановок по мотивам
  229: "Илиады" и вообще, были ли они, но если верить источникам, самой
  230: грандиозной постановкой следует считать ту, что была осуществлена в 64
  231: г.н.э. А где и кем?
  232: 
  233: Ответ:
  234: В Риме - Нероном, велел поджечь город - наблюдая за пожаром, Нерон сидел
  235: на крыше дворца и пел песнь о гибели Трои.
  236: 
  237: Источник:
  238: Радищев А.Н. Стихотворения. Из серии "Библиотека поэта". Л., "Советский
  239: писатель", 1975 г., стр. 253.
  240: 
  241: 
  242: Вопрос 6:
  243: Из записных книжек Венедикта Ерофеева: признаки верного благополучия в
  244: семье 20-х гг.: три вещи на букву "г". Так назовите последовательно эти
  245: цветок, часть домашней обстановки во мн.ч., и прибор.
  246: 
  247: Ответ:
  248: герань, гардины, граммофон.
  249: 
  250: Источник:
  251: Венедикт Ерофеев. Оставьте мою душу в покое: Почти все. М., АО "Х.Г.С.",
  252: 1995 г., стр. 293.
  253: 
  254: 
  255: Вопрос 7:
  256: В греческих церковных памятниках нередко определением "либанитес"
  257: сопровождается описание креста господня, того, на котором, по преданию,
  258: был распят Иисус Христос. Что означает это слово? (Только, ради бога, не
  259: возмущайтесь, что вы не знаете греческого. Желаю врубиться.)
  260: 
  261: Ответ:
  262: "либанитес" - изготовленный из ливанского кедра. Врубились в кедр?
  263: Молодцы!
  264: 
  265: Комментарий:
  266: Измененный вариант. 
  267:    Что означает слово "либанитес" в контексте, которым в греческих
  268: церковных памятниках нередко сопровождается описание креста господа (об
  269: этом упоминает в одной из своих книг филолог Лев Успенский)?
  270:    Некоторый спор возник из-за того, что "либанитес", по всей видимости,
  271: это просто "ливанский". А смысл весь в том, что в данном конкретном
  272: случае это нечто больше, чем просто "ливанский", и это нечто и нужно
  273: вычислить вторым ходом.
  274: 
  275: Источник:
  276: Успенский Лев. Загадки топонимики. М., "Молодая гвардия", 1969 г., стр.
  277: 239.
  278: 
  279: 
  280: Вопрос 8:
  281: Герленова Pao-Rosa, аткинсонова серинга, а еще клематит, пачули,
  282: экстрамугет, опопонакс и корилопсис - все это объясняетс в комментариях
  283: к роману Федора Сологуба "Мелкий бес". Что же это все такое?
  284: 
  285: Ответ:
  286: Духи. Там еще был как минимум цикламен Пивера.
  287: 
  288: Комментарий:
  289:    1) Pao-Rosa - духи знаменитой фирмы "Герлен", основатель которой
  290: Пьер-Франсуа Паскаль Герлен (Guerlain) в начале 19 в. был парфюмером
  291: императрицы,
  292:    2) Пивер (Pivert) Франсуа Туссен - известный франц. парфюмер прошлого
  293: века,
  294:    3) серинга - название духов (от франц. seringa - жасмин), Аткинсон -
  295: видимо, фамилия парфюмера (реальное лицо или фирма не установлена),
  296:    4) клематит - от франц. clematite - ломонос, разновидность цветов
  297: семейства лютиковых,
  298:    5) пачули - разновидность сильно пахнущих духов,
  299:    6) extra-muguet (от франц. muguet - ландыш),
  300:    7) опопонакс - духи, изготавливаемые из ароматической смолы южного
  301: растения с тем же названием,
  302:    8) корилопсис - цветущий кустарник, произрастающий в странах
  303: Юго-Восточной Азии, Индии и Китае.
  304:    Пачули оказались штукой очень известной и помнимой, упоминание
  305: которой окнопляет вопрос. Поэтому лучше всего их исключить, хотя, с
  306: другой стороны, это может быть единственное, что вспомнят в вашей
  307: команде или клубе. Смотря кто чего и сколько читал.
  308: 
  309: Источник:
  310: Сологуб Федор. Мелкий бес. М., "Художественная литература", 1988 г.,
  311: стр. 300-302.
  312: 
  313: 
  314: Вопрос 9:
  315: Однажды на одном научном симпозиуме до того не вмешивавшийся в ход
  316: дискуссии Игорь Губерман встал и сказал следующее: "Дело в том, что я -
  317: железнодорожник по образованию. Вот он (докладчик) употребляет известное
  318: выражение, но не знает, что это такое. А я знаю. Это когда едешь, едешь,
  319: едешь, но только если соблюдаешь указани табличек по бокам: "Открой
  320: поддувало!", "Закрой поддувало", "Открой сифон!", "Закрой сифон!"...
  321: Поэтому я желаю вам счастливого бездорожья." Какое выражение заставило
  322: выступить Губермана?
  323: 
  324: Ответ:
  325: дать зеленую улицу - докладчик призывал дать ее проблеме массовых
  326: коммуникаций и не преграждать шлагбаумом.
  327: 
  328: Комментарий:
  329: Измененный вариант Ильи Ратнера, Иерусалим.
  330:    Однажды на научном симпозиуме Игорь Губерман, железнодорожник по
  331: образованию, определил одно известное выражение, употребленное
  332: докладчиком, так: "Это когда едешь, едешь, едешь, но только если
  333: соблюдаешь указания табличек по бокам: "Открой поддувало!", "Закрой
  334: поддувало!", "Открой сифон!", "Закрой сифон!"..." Какое же выражение
  335: употребил докладчик?
  336: 
  337: Источник:
  338: Евреи шутят. Еврейские анекдоты, остроты и афоризмы о евреях, собранные
  339: Леонидом Столовичем. Второе издание, слегка дополненное. Тарту -
  340: Санкт-Петербург, 1996 г., стр. 222.
  341: 
  342: 
  343: Тур:
  344: Тур 3
  345: 
  346: Вопрос 1:
  347: А.Ф. Писемский. "Тысяча душ". Цитата: "Бог ведь знает, господа, как, и
  348: про что, и за что у нас человека возвышают. Больше всего, чай, надо
  349: полагать, что письмами от князя Хованского он очень хорошую себе
  350: рекомендацию делает..." Какую должность занимал упоминаемый в этом
  351: отрывке князь А.Н. Хованский, гг. жизни 1771-1857?
  352: 
  353: Ответ:
  354: управляющий государственным ассигнационным банком
  355: 
  356: Комментарий:
  357: Принимать любые формулировки, содержащие в себе смысл: "руководитель
  358: Центробанка", то бишь центрального денежно-эмиссионного кредитного
  359: учреждения. Письмами от князя Хованского назывались взятки.
  360:    Мало того, что эта информация была уже в Союзе играна, и, по-видимому,
  361: не раз (слава богу, ни один из этих вопросов до Кишинева не доходил),
  362: так каково же было мое удивление, когда я увидел подобного же рода
  363: вопрос в заключительном туре ИГП5! Мне оставалось только пожать плечами,
  364: доступ к интернетовской базе данных я получил позже, чем в момент
  365: составления ККК2, а вот команда, готовящая вопросы для ИГП, могла бы
  366: туда и заглянуть.
  367: 
  368: Источник:
  369: Писемский А.Ф. Тысяча душ. М., "Художественная литература", 1971 г.,
  370: стр. 486.
  371: 
  372: 
  373: Вопрос 2:
  374: О существовании его неземного до сих пор ведутся дискуссии, а кто
  375: критиковал его чистого?
  376: 
  377: Ответ:
  378: Иммануил Кант (1724-1804) - "Критика чистого разума".
  379: 
  380: Источник:
  381: Андрей Белый. Старый Арбат. Повести. М., "Московский рабочий", стр. 583
  382: + General thesaurus.
  383: 
  384: 
  385: Вопрос 3:
  386: Осенью 1814 г. в некоем селе под Белевом Жуковский написал много
  387: замечательных стихотворных произведений. Название этого села
  388: примечательно тем, что если в нем поменять местами всего две буквы, то
  389: получится другое, гораздо более известное нам по подобному случаю село.
  390: Попробуйте назвать оба села.
  391: 
  392: Ответ:
  393: у Жуковского - Долбино, а у Пушкина - Болдино ("Болдинская осень").
  394: 
  395: Комментарий:
  396: Измененный вариант Ильи Ратнера, Иерусалим
  397:    Осенью 1814 г. в селе под Белевом Жуковский написал немало
  398: замечательных стихов. Забавно, что если в названии этого села поменять
  399: местами всего две буквы, то получитс название другого села, в котором
  400: примерно в то же врем произошли аналогичные события. Так как же
  401: называлось село Жуковского?
  402: 
  403: Источник:
  404: Жуковский В.А. Стихотворения. Поэмы. Проза. Москва, "Современник", 1983
  405: г., стр. 393.
  406: 
  407: 
  408: Вопрос 4:
  409: В романе Андрея Белого "Петербург" этот образ несет значительную
  410: идейно-художественную нагрузку, соединяясь и даже идентифицируясь с
  411: образом Петра 1 - Медного всадника. Основанием этому послужил известный
  412: факт пребывания Петра 1 за границей. Назовите этот образ.
  413: 
  414: Ответ:
  415: Летучий Голландец (!) - Петр был в Голландии.
  416: 
  417: Комментарий:
  418: Измененный вариант Ильи Ратнера, Иерусалим (только у него вместо
  419: соединяется было идентифицируется)
  420:    В романе Андрея Белого "Петербург" этот образ соединяетс с Медным
  421: Всадником. Основанием для этого послужил известный факт пребывания Петра
  422: 1 за границей. Назовите этот образ.
  423: 
  424: Источник:
  425: Андрей Белый. Петербург. М., "Наука", 1981 г., стр. 645.
  426: 
  427: 
  428: Вопрос 5:
  429: Притча. Встретились двое. Один (просто философ) спрашивает другого
  430: (банкира-философа):
  431:    - Ну и как тебе этот мир?
  432:    - Он ужасен. Будущее, как и жизнь, не имеет смысла, люди слишком
  433: самонадеянны и глупы, и я ни видеть, ни знать о них ничего не хочу.
  434:    - Но почему же ты тогда так любишь деньги?
  435:    - Понимаешь, это как разница между обычным стеклом и зеркалом...
  436:    Закончьте это объяснение.
  437: 
  438: Ответ:
  439: "Добавишь серебра и уже видишь только себя".
  440: 
  441: Источник:
  442: Рассказано кандидатом экономических наук Даниэлем Гусинским (нет, не
  443: родственник банкиру-олигарху) из Риги на арбайтсамтовских курсах
  444: немецкого языка.
  445: 
  446: 
  447: Вопрос 6:
  448: Из записных книжек Венедикта Ерофеева: "За одно и то же, т.е. за один
  449: способ поведения, известную группу одних называют благородными..." А как
  450: называют известную группу других?
  451: 
  452: Ответ:
  453: Инертными. Речь идет о металлах и газах.
  454: 
  455: Источник:
  456: Венедикт Ерофеев. Оставьте мою душу в покое: Почти все. М., АО "Х.Г.С.",
  457: 1995 г., стр. 289.
  458: 
  459: 
  460: Вопрос 7:
  461: В Ветхом завете его название звучит как Фадмор - пальмовый город,
  462: основанный царем Соломоном как остановочный пункт для караванов в
  463: Сирийской пустыне между Антиливаном и Евфратом; центр одноименного
  464: рабовладельческого государства, прославился великолепием архитектурных
  465: памятников. До времен Римской империи этот город процветал торговлей,
  466: будучи посредником между Западом и Востоком. С 18 в. этот город в
  467: сочетании с неким прилагательным стал условно-поэтическим символом.
  468: Назовите этот город.
  469: 
  470: Ответ:
  471: Пальмира - Санкт-Петербург - Северная Пальмира.
  472: 
  473: Источник:
  474: Андрей Белый. Петербург. М., "Наука", 1981 г., стр. 680.
  475: 
  476: 
  477: Вопрос 8:
  478: В прошлом веке в России многие мужчины, что на первый взгляд очень
  479: забавно, объявляли себя невинно падшими. Что же это означало?
  480: 
  481: Ответ:
  482: Стать банкротом
  483: 
  484: Комментарий:
  485: Коммерческий суд давал заключение о несостоятельности банкрота, налагал
  486: запрет на его имущество и объявлял конкурс - то есть торги, распродажу
  487: имущества в пользу кредиторов; сам должник до конкурса подвергался
  488: аресту. Снисходительность законодательства к "невинно падшим" вызвала
  489: широкое распространение фиктивных банкротств ради избавления от
  490: платежей по кредитам.
  491: 
  492: Источник:
  493: Салтыков-Щедрин М.Е. Избранное. М., "Современник", 1976 г., стр. 601.
  494: 
  495: 
  496: Вопрос 9:
  497: Что объединяет доктора Гримсби Ройлотта, одного античного жреца и одного
  498: русского князя?
  499: 
  500: Ответ:
  501: И доктор Ройлотт из рассказа Артура Конан-Дойла "Пестрая лента", и
  502: Лаокоон с сыновьми, и вещий Олег УМЕРЛИ ОТ УКУСА ЗМЕЙ.
  503: 
  504: Комментарий:
  505: О, здесь была допущена самая суровая ошибка - Лаокоон был задушен, а не
  506: укушен. О разном была дискуссия в Интернете по поводу возможностей
  507: улучшения этой задумки, но если не принимать во внмание мнение, что
  508: вопросы с оборотом "что объединяет" - это вчерашний день и т.п., и идти
  509: по пути наименьшего сопротивления, то исправленный вариант будет просто
  510: таким:
  511:    Что объединяет доктора Гримсби Ройлотта, одну африканскую
  512: правительницу и одного русского князя?
  513:    Имеется в виду Клеопатра, покончившая с собой при помощи ядовитой
  514: змеи. В голову может вполне еще и придти отвлекающая царица Савская.
  515:    Примечание от 27 декабря 1999 г., вскоре после окончания осеннего
  516: турнира ИГП6: но до блеска эта идея была доведена в 7 вопросе 5 тура
  517: ИГП6, "Ночного кошмара", и автором указан Максим Поташев!:-) Нет, ничего
  518: против я не имею, но забавно, забавно. Тем более, как ни крути, а идея
  519: на листе была свечена, правда, почти ровно год назад, но верблюда-то из
  520: ИГП4 "Стираю" в ИГП6 напомнили!
  521: 
  522: Источник:
  523: Салтыков-Щедрин М.Е. Избранное. М., "Современник", 1976 г., стр. 582. +
  524: General thesaurus.
  525: 
  526: 
  527: Тур:
  528: Тур 4
  529: 
  530: Вопрос 1:
  531: Все вы что-нибудь да слышали о спиритизме. Так вот, существует понятие
  532: "спиритическая цепь" - оно предполагает выполнение достаточно строгих
  533: правил. Все мало-мальски серьезные команды знатоков, возможно, сами того
  534: не зная, пытаются построить спиритическую цепь. Каким образом?
  535: 
  536: Ответ:
  537: Пытаясь определить оптимальную рассадку игроков команды "по номерам"
  538: вокруг стола. Спиритическая цепь - это наиболее целесообразное с точки
  539: зрения медиумических феноменов расположение участников спиритического
  540: сеанса.
  541: 
  542: Комментарий:
  543: Bопрос в таком виде можно считать ликвидированным. Даже те, которые не
  544: отрицают необходимости удобной рассадки команды за столом, а не как
  545: попало, отказываются усматривать в этом аналог спиритической цепи. В
  546: октябре 1999 г. была написана окончательная переработанная версия этого
  547: вопроса:
  548:    ВОПРОС: В спиритизме существует понятие спиритической ЕЕ. Также
  549: известна электрическая ОНА. Считается, что определенная категория людей
  550: не рискует ничем, кроме принадлежащим им ИХ. А кто, знакомый нам с
  551: детства, движется по ней постоянно?
  552:    OТВЕТ: Кот Ученый - все ходит по цепи кругом. "Пролетариату нечего
  553: терять, кроме своих цепей". ОНА - цепь.
  554: 
  555: Источник:
  556: Андрей Белый. Петербург. М., "Наука", 1981 г., стр. 652.
  557: 
  558: 
  559: Вопрос 2:
  560: Это слово - термин межевого законодательства: земельный участок
  561: самостоятельной ценности. А еще это отглагольное существительное, также
  562: употребляемое в юридической практике. Назовите это слово.
  563: 
  564: Ответ:
  565: Дача (лесная, земельная; взятки, показаний).
  566: 
  567: Источник:
  568: Салтыков-Щедрин М.Е. Избранное. М., "Современник", 1976 г., стр. 598-9.
  569: + General thesaurus.
  570: 
  571: 
  572: Вопрос 3:
  573: Юрий Михайлович Лотман стал легендарной личностью задолго до своей
  574: кончины. Он был необычайно остроумным человеком. При этом он шутил и над
  575: самим собой. Однажды на ироническом автопортрете он изобразил себя
  576: повешенным на веревке, другой конец которой был прикреплен через
  577: перекладину к большой плите. И надпись: "Повесилс на..." чем?
  578: 
  579: Ответ:
  580: "... блоке". Жена Лотмана была блоковедом.
  581: 
  582: Источник:
  583: Евреи шутят. Еврейские анекдоты, остроты и афоризмы о евреях, собранные
  584: Леонидом Столовичем. Второе издание, слегка дополненное. Тарту -
  585: Санкт-Петербург, 1996 г., стр. 215.
  586: 
  587: 
  588: Вопрос 4:
  589: В романе Андрея Белого "Петербург" под именем графа Дубльве выведен
  590: русский государственный деятель, активный сторонник буржуазных реформ и
  591: конституционной монархии, также граф. Назовите его фамилию.
  592: 
  593: Ответ:
  594: Витте (W - Witte) Сергей Юльевич (1849-1915).
  595: 
  596: Источник:
  597: Андрей Белый. Петербург. М., "Наука", 1981 г., стр. 644.
  598: 
  599: 
  600: Вопрос 5:
  601: Он родился 23 января 1898 г. в Риге, умер 11 февраля 1948 г. в Москве.
  602: Если перевести его фамилию на русский язык, то он станет однофамильцем
  603: некоего матроса. Вспомните о том, что по-немецки называется
  604: "панцеркройцер", и назовите его фамилию.
  605: 
  606: Ответ:
  607: Эйзенштейн - Железняк - броненосец ("Потемкин").
  608: 
  609: Источник:
  610: Немецко-русский словарь + General thesaurus.
  611: 
  612: 
  613: Вопрос 6:
  614: Прежде чем дать имя литературному герою, это слово было названием
  615: горловой болезни - потери голоса в результате перепо (болезнь пьяниц).
  616: Михаил Бахтин пишет, что, ставши нарицательным, это имя "связано со
  617: ртом, с горлом, с выпивкой, с болезнью, то есть с весьма характерным
  618: гротескным комплексом." Назовите это имя.
  619: 
  620: Ответ:
  621: Пантагрюэль.
  622: 
  623: Источник:
  624: Венедикт Ерофеев. Оставьте мою душу в покое: Почти все. М., АО "Х.Г.С.",
  625: 1995 г., стр. 18, 29.
  626: 
  627: 
  628: Вопрос 7:
  629: По толкованию богословов это, виденное во сне ветхозаветным патриархом
  630: Иаковом, символизирует духовную связь бога с землей. Разумеется, ни о
  631: чем таком советским телезрителям не говорили, и поэтому название этой
  632: передачи трактовали гораздо проще, мол, им ведущего и антураж сцены
  633: говорят сами за себя. Как же называлась эта передача?
  634: 
  635: Ответ:
  636: "Лестница Якоба" - шведская музыкальная телепрограмма, где на сцене были
  637: выстроены телевизоры в виде лестницы. Именно в этой передаче Алла
  638: Пугачева впервые исполнила песню "Алло".
  639: 
  640: Комментарий:
  641: И к этому вопросу был прислан другой его вариант, предложенный Ильей
  642: Ратнером. Поскольку считаю то обсуждение интересным и не утратившим
  643: своей полезности и по сию пору, то привожу его ниже практически целиком.
  644:    Юрий Бершидский:
  645:    Лестница, приснившаяся Иакову, известна едва ли не любому школьнику.
  646: А Астапово, значит, нет? Это, может быть, любому израильскому школьнику,
  647: на что и намекает Ирина Михлина, а СНГовскому пардон, пардон. В разных
  648: странах разная классика. Тем, кто пропахал Танах и проч., конечно, Иаков
  649: сразу говорит обо всем, а Радищев или Астапово хуже... (в следующий раз
  650: непременно надо будет спросить про Гжегожа Лято, Кемпеса или Паоло
  651: Росси :-) Quique suum. 
  652:    Вариант Ильи Ратнера:
  653:    Для христианина или иудея ЭТО символизирует духовную связь Бога с
  654: землей. Разумеется, ни о чем таком советским телезрителям не говорили, и
  655: поэтому название телепередачи, совпадающее с названием ЭТОГО, трактовали
  656: гораздо проще, мол, имя ведущего и антураж сцены говорят сами за себя.
  657: Назовите ЭТО.
  658:    Формулировки принципиально отличаются в двух местах:
  659:    1. Из первой части вопроса исключено явное упоминание о Якове
  660:    2. Подчеркнута связь названия передачи с ЭТИМ, (в изначальной
  661: формулировке они не были связаны, и, в принципе, допускалось толкование,
  662: аналогичное вопросу все про того же Якова и Менделя)
  663:    Убедили. Исключаем Иакова, раз для СНГ это уже тоже явная метка. Но
  664: насчет полной корректности первого предложения не уверен. Оговорочка
  665: насчет "по толкованию богословов" много места не занимает, но с ней
  666: как-то поспокойнее. Теперь более серьезный недостаток. Спрашиваем мы
  667: "Лестницу Якоба". Но везде в вашем тексте, Илья, X равен только
  668: ЛЕСТНИЦЕ! Или (что еще хуже) таки ЛЕСТНИЦЕ В НЕБО! Иакову в качестве
  669: символа приснилась ЛЕСТНИЦА, а не ЛЕСТНИЦА ЯКОБА! Это потом уже она
  670: стала с ним идентифицироваться, соединяться, сливаться. Ньютону ведь на
  671: голову упало ЯБЛОКО, а не ЯБЛОКО НЬЮТОНА! А еще вспоминается один
  672: давнишний телебрэйн, где кажись "Юме" не засчитали ответ "Дамоклов меч",
  673: т.к. правильный ответ был просто "меч". Я потому, честно говоря, и
  674: крючкотворствую, что хорошо запомнил тот случай. (А еще был незачет
  675: ответа "сирота казанская" при правильном ответе просто "сирота".) И
  676: второе предложение не срабатывает как переобозначение икса (да и
  677: допустимо ли это?) - оно некорректно. Повторю еще раз свой текст.
  678:    По толкованию богословов (1) это, виденное во сне ветхозаветным
  679: патриархом Иаковом, символизирует духовную связь бога с землей.
  680: Разумеется, ни о чем таком советским телезрителям не говорили, и поэтому
  681: название (2) этой передачи трактовали гораздо проще, мол, им ведущего и
  682: антураж сцены говорят сами за себя. Как же называлась эта передача?
  683:    У меня по-честному две переменные - одна для символа, втора для
  684: передачи. То, что переменные эти как-то связаны, само собой разумеется,
  685: а иначе зачем огород городился. Оборот "советским телезрителям не
  686: говорили" вкупе с теологическим началом должен выводить на то, что
  687: передача зарубежная и старая, а упоминание Иакова призвано было
  688: облегчить подход к ответу со стороны Якоба, а не лестницы. Если мы
  689: убираем Иакова, то тогда в качестве компенсации можно вставить Аллу
  690: Пугачеву (ведь это только ради нее показывали те пару выпусков), но я
  691: выбрал Иакова, а не Пугачеву, посчитав, что Пугачева будет поизвестнее
  692: Иакова:-)
  693:    Задача ставится так: как избежать и двух переменных, и неправомерного
  694: их слияния, при этом не вредя и эстетической стороне. Снова слово Илье
  695: Ратнеру:
  696:    Но дабы избавиться от местоимений, слово "ЭТО" в первом предложении
  697: можно заменить на "это архитектурное сооружение", а во втором - "с 
  698: названием ЭТОГО" заменить на "с его названием". Читаться будет лучше,
  699: правда, к сожалению, вопрос от этого сильно облегчается.
  700:    Самое забавное, что этой, предпринятой, по-видимому, чисто из
  701: эстетических соображений, поправкой Илья добился устранения имеющейся в
  702: его варианте некорректности: в самом деле, архитектурное сооружение - это
  703: лестница, а ее название - Лестница Иакова! Так что все в порядке, причем
  704: первое ЭТО вполне можно оставить, не жертвуя тяжестью вопроса. Конец
  705: цитаты.
  706: 
  707: Источник:
  708: Андрей Белый. Старый Арбат. Повести. Москва, "Московский рабочий", 1989, 
  709: с. 584.
  710: 
  711: 
  712: Вопрос 8:
  713: Так называется один из отрядов класса паукообразных (они же сольпуги,
  714: они же бихорхи) - распространены в основном в южных областях, укус не
  715: ядовит. А еще это вид боевого строя и нечто утопическое. Что же это?
  716: 
  717: Ответ:
  718: Фаланга - боевой строй македонских войск и прообразы коммун.
  719: 
  720: Источник:
  721: Радищев А.Н. Стихотворения. Из серии "Библиотека поэта". Л., "Советский
  722: писатель", 1975 г., стр. 269. + Андрей Белый. Петербург. М., "Наука",
  723: 1981 г., стр. 675.
  724: 
  725: 
  726: Вопрос 9:
  727: Посрамихом! Посрамихом! - клич, с которым расходились из Кремля после
  728: "прения о вере" 5 июля 1682 г. раскольники. В ту пору они находили
  729: сильнейшую поддержку в тех, которые назывались словом, которым можно
  730: назвать и меня, правда по совершенно другой причине. А в сочетании с
  731: неким прилагательным это слово теперь являетс спортивной наградой.
  732: Назовите это слово.
  733: 
  734: Ответ:
  735: Стрелец.
  736: 
  737: Комментарий:
  738: Знак Зодиака, "Золотой стрелец" - высшая российска футбольная награда,
  739: названная так в честь Эдуарда Стрельцова.
  740: 
  741: Источник:
  742: Салтыков-Щедрин М.Е. Избранное. М., "Современник", 1976 г., стр. 591. +
  743: General thesaurus.
  744: 
  745: 

FreeBSD-CVSweb <freebsd-cvsweb@FreeBSD.org>