File:  [Local Repository] / db / baza / kkk2.txt
Revision 1.2: download - view: text, annotated - select for diffs - revision graph
Sun Dec 30 08:20:15 2001 UTC (22 years, 6 months ago) by roma7
Branches: MAIN
CVS tags: HEAD
killing LF

    1: Чемпионат:
    2: Кишиневский Кубок Киборга - 2. Пятитысячный.
    3: 
    4: Дата:
    5: 08-Nov-1998
    6: 
    7: Тур:
    8: Тур 1
    9: 
   10: Вопрос 1:
   11: В романе "Золотой теленок" можно встретить стоящие рядом фамилии этих
   12: двух великих актрис, что очень удивительно. Однако упоминаются они
   13: отнюдь не в связи с театром или кино. Я не прошу вас сказать, в каком же
   14: контексте они упоминаются, я прошу вас только назвать эти две фамилии.
   15: 
   16: Ответ:
   17: Лорен-Дитрих (как бы анахронизм - Софи Лорен и Марлен Дитрих появились
   18: позднее). Контекст - "Антилопа-Гну".
   19: 
   20: Источник:
   21: Ильф И., Петров Е. "Золотой теленок", любое издание.
   22: 
   23: 
   24: Вопрос 2:
   25: Вот что он писал в одном из своих трактатов: "Терзанию, болезням,
   26: изгнанию, заточению, всему есть предел непреоборимый, за которым земная
   27: власть есть ничто. Едва дух жизненный излетит из уязвленного и
   28: изможденного тела, как вся власть тиранов утщетится, все могущество их
   29: исчезнет, раздробится сила; ярость тогда напрасна, зверство
   30: ничтожествовать принуждено, кичение смешно. Конец дней несчастного есть
   31: предел злобе мучителей и варварству осмеяние." Не видя вокруг себя
   32: никаких сил, с помощью которых можно было бы хотя бы с малейшими шансами
   33: на успех восстать против "земной власти", он стал на единственный, как
   34: ему казалось, оставшийся для него путь "осмеяния" тирана: 11 сентября
   35: 1802 г. он принял смертельную дозу яда. О ком идет речь?
   36: 
   37: Ответ:
   38: об Александре Николаевиче Радищеве.
   39: 
   40: Комментарий:
   41: Измененный вариант. 
   42:    Вот что он писал в одном из своих трактатов: "Терзанию, болезням,
   43: изгнанию, заточению, всему есть предел непреоборимый, за которым земная
   44: власть есть ничто... Конец дней несчастного есть предел злобе мучителей
   45: и варварству осмеяние." Его роднит с Сократом не только занятие
   46: философией, но и поступок, совершенный 24 сентября 1802 года. О ком идет
   47: речь?
   48:    В источнике была дана дата по старому стилю. Установление этого
   49: факта, так же, как и формулировка последнего предложения, принадлежит
   50: Константину Кнопу, Санкт-Петербург.
   51: 
   52: Источник:
   53: Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. М., "Детска
   54: литература", 1971 г., стр. 38-9.
   55: 
   56: 
   57: Вопрос 3:
   58: В 1932 г. была объявлена "безбожная пятилетка". К 1936 г. планировалось
   59: закрыть последнюю церковь, а к 1937 г. добиться того, чтобы... что?
   60: 
   61: Ответ:
   62: слово "бог" в СССР не произносилось.
   63: 
   64: Источник:
   65: Венедикт Ерофеев. Оставьте мою душу в покое: Почти все. М., АО "Х.Г.С.",
   66: 1995 г., стр. 346.
   67: 
   68: 
   69: Вопрос 4:
   70: Андрей Белый писал в ноябре 1910 г.: "Не Петербург, не Москва -
   71: Россия;... Россия - это [...], окруженное пространствами; и эти
   72: пространства - не лихие пространства: это ясные, как день Божий,
   73: лучезарные поляны." Восстановите пропущенное слово.
   74: 
   75: Ответ:
   76: Астапово - ж/д станция, на которой умер Л.Н. Толстой, увидьте намек в
   77: конце цитаты (ясные... поляны).
   78: 
   79: Источник:
   80: Андрей Белый. Петербург. М., "Наука", 1981 г., стр. 679.
   81: 
   82: 
   83: Вопрос 5:
   84: Английский философ Томас Гоббс: "Истина вроде той, например, что сумма
   85: углов треугольника равнв 180 градусов, не обошлась ни в одну каплю
   86: крови, поскольку это истина..." Закончьте по смыслу эту цитату.
   87: 
   88: Ответ:
   89: "..., не затрагивающая ничьих интересов". Ответы "признаетс всеми",
   90: "никому не нужна" и т.п. неверны. Верно все, что типа "которая никому не
   91: мешает".
   92: 
   93: Источник:
   94: Венедикт Ерофеев. Оставьте мою душу в покое: Почти все. М., АО "Х.Г.С.",
   95: 1995 г., стр. 319.
   96: 
   97: 
   98: Вопрос 6:
   99: Венедикт Ерофеев отмечает, что среди персонажей беллетристики 19 в.
  100: таких людей - больше, чем на самом деле, а в 20 в. с персонажами ничего
  101: такого не было, зато с их авторами... Кого же в 19 в. было больше среди
  102: персонажей, а в 20-м среди авторов?
  103: 
  104: Ответ:
  105: Самоубийц.
  106: 
  107: Источник:
  108: Венедикт Ерофеев. Оставьте мою душу в покое: Почти все. М., АО "Х.Г.С.",
  109: 1995 г., стр. 311.
  110: 
  111: 
  112: Вопрос 7:
  113: Древние ассирийцы называли свою столицу Ниневией. Слово выводили по
  114: своему корню из слова "нуну", которое значило "рыба" и даже в
  115: письменности изображалось тем же самым клинописным значком иероглифом,
  116: что и "рыба". Ассирийцы долгое время были врагами Иудеи. По мнению Льва
  117: Успенского, все эти обстоятельства и могли послужить основой для
  118: возникновения некой легенды. Назовите главного персонажа этой легенды.
  119: 
  120: Ответ:
  121: пророк Иона, которого будто бы проглотил, вопреки своему анатомическому
  122: устройству, кит и держал в своем чреве три дня. Кит ведь у древних людей
  123: считался самой большой рыбой.
  124: 
  125: Источник:
  126: Успенский Лев. Загадки топонимики. М., "Молодая гвардия", 1969 г., стр.
  127: 254.
  128: 
  129: 
  130: Вопрос 8:
  131: Тесно сомкнутый штурмовой отряд римских легионеров, образующих из
  132: поднятых над головой щитов род прикрытия, называлс тестудо. Переведите
  133: слово "тестудо" с латыни на русский.
  134: 
  135: Ответ:
  136: Черепаха.
  137: 
  138: Источник:
  139: Андрей Белый. Петербург. М., "Наука", 1981 г., стр. 662.
  140: 
  141: 
  142: Вопрос 9:
  143: В древнегреческой мифологии он был прежде всего богом живой силы
  144: природы, а не того, что мы привыкли. В концепции Фридриха Ницше,
  145: выдвинутой им в книге "Рождение трагедии из духа музыки" ("Die Geburt
  146: der Tragoedie aus dem Geist der Musik", 1871) он противопоставляетс
  147: Аполлону и является символом дисгармонии, хаотической страстности,
  148: "ночной" стороны души. О ком идет речь?
  149: 
  150: Ответ:
  151: о Дионисе (Вакхе) - для нас он как-то все больше бог вина.
  152: 
  153: Источник:
  154: Андрей Белый. Петербург. М., "Наука", 1981 г., стр. 672.
  155: 
  156: 
  157: Тур:
  158: Тур 2
  159: 
  160: Вопрос 1:
  161: Борис Пастернак пишет, что в царство танго и скетинг-рингов этот человек
  162: вывез из глухого закавказского лесничества убеждение, в захолустье еще
  163: незыблемое, что просвещение в России может быть только революционным. О
  164: ком он так писал?
  165: 
  166: Ответ:
  167: О Владимире Маяковском (место рождения - Багдади).
  168: 
  169: Источник:
  170: Борис Пастернак. Воздушные пути. Проза разных лет. М., "Советский
  171: писатель", 1982 г., стр. 453-4.
  172: 
  173: 
  174: Вопрос 2:
  175: Этот образ, как символ мировой силы, противостоящей благому
  176: божественному началу, восходит к Апокалипсису. А вот у китайцев и других
  177: близких им народов он - повелитель вод, поэтому именно по его повелению
  178: из туч низвергается дождь. Остается добавить, что в том же Китае его
  179: слюной называли доставлявшееся из Аравии дорогое ароматическое средство
  180: - серую амбру. Кто он?
  181: 
  182: Ответ:
  183: Дракон.
  184: 
  185: Источник:
  186: Андрей Белый. Петербург. М., "Наука", 1981 г., стр. 670. + Восточный
  187: альманах. Выпуск 11. К вершине горы. М., "Художественна литература",
  188: стр. 492.
  189: 
  190: 
  191: Вопрос 3:
  192: Сочиненная Екатериной 2 "Сказка о царевиче Хлоре" повествует о том, как
  193: киргизский хан похитил русского царевича и, желая испытать его, повелел
  194: ему отыскать некий символ добродетели, который в природе не существует,
  195: а вот селекционеры его уже вывели. Итак, что же это за символ, если в
  196: ответе должно быть три слова, причем второе слово - "без"?
  197: 
  198: Ответ:
  199: роза без шипов.
  200: 
  201: Источник:
  202: Андрей Белый. Петербург. М., "Наука", 1981 г., стр. 642. + General
  203: thesaurus.
  204: 
  205: 
  206: Вопрос 4:
  207: Для Андрея Белого он знаменовал "олицетворение темной бесконечности
  208: бытия и хаоса", "пустота и небытие смотрит из его темных глаз". Воочию
  209: Белый увидел его в начале марта 1911 г. Вот что он писал об этой встрече
  210: своей матери: "Пишу Тебе, потрясенный им. Такого живого, исполненного
  211: значением взгляда я еще не видал нигде, никогда... он - не то ангел, не
  212: то - зверь, не то - прекрасна женщина." Кто же он?
  213: 
  214: Ответ:
  215: Великий Сфинкс - самый большой из сфинксов, высеченный из цельной скалы
  216: близ пирамиды Хефрена.
  217: 
  218: Источник:
  219: Андрей Белый. Петербург. М., "Наука", 1981 г., стр. 682-3.
  220: 
  221: 
  222: Вопрос 5:
  223: В "Илиаде" рассказывается о Троянской войне, и, в конечном итоге, о
  224: гибели Трои. Не знаю, сколько было театральных постановок по мотивам
  225: "Илиады" и вообще, были ли они, но если верить источникам, самой
  226: грандиозной постановкой следует считать ту, что была осуществлена в 64
  227: г.н.э. А где и кем?
  228: 
  229: Ответ:
  230: В Риме - Нероном, велел поджечь город - наблюдая за пожаром, Нерон сидел
  231: на крыше дворца и пел песнь о гибели Трои.
  232: 
  233: Источник:
  234: Радищев А.Н. Стихотворения. Из серии "Библиотека поэта". Л., "Советский
  235: писатель", 1975 г., стр. 253.
  236: 
  237: 
  238: Вопрос 6:
  239: Из записных книжек Венедикта Ерофеева: признаки верного благополучия в
  240: семье 20-х гг.: три вещи на букву "г". Так назовите последовательно эти
  241: цветок, часть домашней обстановки во мн.ч., и прибор.
  242: 
  243: Ответ:
  244: герань, гардины, граммофон.
  245: 
  246: Источник:
  247: Венедикт Ерофеев. Оставьте мою душу в покое: Почти все. М., АО "Х.Г.С.",
  248: 1995 г., стр. 293.
  249: 
  250: 
  251: Вопрос 7:
  252: В греческих церковных памятниках нередко определением "либанитес"
  253: сопровождается описание креста господня, того, на котором, по преданию,
  254: был распят Иисус Христос. Что означает это слово? (Только, ради бога, не
  255: возмущайтесь, что вы не знаете греческого. Желаю врубиться.)
  256: 
  257: Ответ:
  258: "либанитес" - изготовленный из ливанского кедра. Врубились в кедр?
  259: Молодцы!
  260: 
  261: Комментарий:
  262: Измененный вариант. 
  263:    Что означает слово "либанитес" в контексте, которым в греческих
  264: церковных памятниках нередко сопровождается описание креста господа (об
  265: этом упоминает в одной из своих книг филолог Лев Успенский)?
  266:    Некоторый спор возник из-за того, что "либанитес", по всей видимости,
  267: это просто "ливанский". А смысл весь в том, что в данном конкретном
  268: случае это нечто больше, чем просто "ливанский", и это нечто и нужно
  269: вычислить вторым ходом.
  270: 
  271: Источник:
  272: Успенский Лев. Загадки топонимики. М., "Молодая гвардия", 1969 г., стр.
  273: 239.
  274: 
  275: 
  276: Вопрос 8:
  277: Герленова Pao-Rosa, аткинсонова серинга, а еще клематит, пачули,
  278: экстрамугет, опопонакс и корилопсис - все это объясняетс в комментариях
  279: к роману Федора Сологуба "Мелкий бес". Что же это все такое?
  280: 
  281: Ответ:
  282: Духи. Там еще был как минимум цикламен Пивера.
  283: 
  284: Комментарий:
  285:    1) Pao-Rosa - духи знаменитой фирмы "Герлен", основатель которой
  286: Пьер-Франсуа Паскаль Герлен (Guerlain) в начале 19 в. был парфюмером
  287: императрицы,
  288:    2) Пивер (Pivert) Франсуа Туссен - известный франц. парфюмер прошлого
  289: века,
  290:    3) серинга - название духов (от франц. seringa - жасмин), Аткинсон -
  291: видимо, фамилия парфюмера (реальное лицо или фирма не установлена),
  292:    4) клематит - от франц. clematite - ломонос, разновидность цветов
  293: семейства лютиковых,
  294:    5) пачули - разновидность сильно пахнущих духов,
  295:    6) extra-muguet (от франц. muguet - ландыш),
  296:    7) опопонакс - духи, изготавливаемые из ароматической смолы южного
  297: растения с тем же названием,
  298:    8) корилопсис - цветущий кустарник, произрастающий в странах
  299: Юго-Восточной Азии, Индии и Китае.
  300:    Пачули оказались штукой очень известной и помнимой, упоминание
  301: которой окнопляет вопрос. Поэтому лучше всего их исключить, хотя, с
  302: другой стороны, это может быть единственное, что вспомнят в вашей
  303: команде или клубе. Смотря кто чего и сколько читал.
  304: 
  305: Источник:
  306: Сологуб Федор. Мелкий бес. М., "Художественная литература", 1988 г.,
  307: стр. 300-302.
  308: 
  309: 
  310: Вопрос 9:
  311: Однажды на одном научном симпозиуме до того не вмешивавшийс в ход
  312: дискуссии Игорь Губерман встал и сказал следующее: "Дело в том, что я -
  313: железнодорожник по образованию. Вот он (докладчик) употребляет известное
  314: выражение, но не знает, что это такое. А я знаю. Это когда едешь, едешь,
  315: едешь, но только если соблюдаешь указани табличек по бокам: "Открой
  316: поддувало!", "Закрой поддувало", "Открой сифон!", "Закрой сифон!"...
  317: Поэтому я желаю вам счастливого бездорожья." Какое выражение заставило
  318: выступить Губермана?
  319: 
  320: Ответ:
  321: дать зеленую улицу - докладчик призывал дать ее проблеме массовых
  322: коммуникаций и не преграждать шлагбаумом.
  323: 
  324: Комментарий:
  325: Измененный вариант Ильи Ратнера, Иерусалим.
  326:    Однажды на научном симпозиуме Игорь Губерман, железнодорожник по
  327: образованию, определил одно известное выражение, употребленное
  328: докладчиком, так: "Это когда едешь, едешь, едешь, но только если
  329: соблюдаешь указания табличек по бокам: "Открой поддувало!", "Закрой
  330: поддувало!", "Открой сифон!", "Закрой сифон!"..." Какое же выражение
  331: употребил докладчик?
  332: 
  333: Источник:
  334: Евреи шутят. Еврейские анекдоты, остроты и афоризмы о евреях, собранные
  335: Леонидом Столовичем. Второе издание, слегка дополненное. Тарту -
  336: Санкт-Петербург, 1996 г., стр. 222.
  337: 
  338: 
  339: Тур:
  340: Тур 3
  341: 
  342: Вопрос 1:
  343: А.Ф. Писемский. "Тысяча душ". Цитата: "Бог ведь знает, господа, как, и
  344: про что, и за что у нас человека возвышают. Больше всего, чай, надо
  345: полагать, что письмами от князя Хованского он очень хорошую себе
  346: 
  347: Ответ:
  348: рекомендацию делает..." Ответьте, пожалуйста, какую должность занимал
  349: упоминаемый в этом отрывке князь А.Н. Хованский, гг. жизни 1771-1857?
  350: Ответ: управляющий государственным ассигнационным банком (принимать
  351: любые формулировки, содержащие в себе смысл: "руководитель Центробанка",
  352: то бишь центрального денежно-эмиссионного кредитного учреждения).
  353: Письмами от князя Хованского назывались взятки.
  354: 
  355: Комментарий:
  356: Мало того, что эта информация была уже в Союзе играна, и, по-видимому,
  357: не раз (слава богу, ни один из этих вопросов до Кишинева не доходил),
  358: так каково же было мое удивление, когда я увидел подобного же рода
  359: вопрос в заключительном туре ИГП5! Мне оставалось только пожать плечами,
  360: доступ к интернетовской базе данных я получил позже, чем в момент
  361: составления ККК2, а вот команда, готовящая вопросы для ИГП, могла бы
  362: туда и заглянуть.
  363: 
  364: Источник:
  365: Писемский А.Ф. Тысяча душ. М., "Художественная литература", 1971 г.,
  366: стр. 486.
  367: 
  368: 
  369: Вопрос 2:
  370: О существовании его неземного до сих пор ведутся дискуссии, а кто
  371: критиковал его чистого?
  372: 
  373: Ответ:
  374: Иммануил Кант (1724-1804) - "Критика чистого разума".
  375: 
  376: Источник:
  377: Андрей Белый. Старый Арбат. Повести. М., "Московский рабочий", стр. 583
  378: + General thesaurus.
  379: 
  380: 
  381: Вопрос 3:
  382: Осенью 1814 г. в некоем селе под Белевом Жуковский написал много
  383: замечательных стихотворных произведений. Название этого села
  384: примечательно тем, что если в нем поменять местами всего две буквы, то
  385: получится другое, гораздо более известное нам по подобному случаю село.
  386: Попробуйте назвать оба села.
  387: 
  388: Ответ:
  389: у Жуковского - Долбино, а у Пушкина - Болдино ("Болдинская осень").
  390: 
  391: Комментарий:
  392: Измененный вариант Ильи Ратнера, Иерусалим
  393:    Осенью 1814 г. в селе под Белевом Жуковский написал немало
  394: замечательных стихов. Забавно, что если в названии этого села поменять
  395: местами всего две буквы, то получитс название другого села, в котором
  396: примерно в то же врем произошли аналогичные события. Так как же
  397: называлось село Жуковского?
  398: 
  399: Источник:
  400: Жуковский В.А. Стихотворения. Поэмы. Проза. Москва, "Современник", 1983
  401: г., стр. 393.
  402: 
  403: 
  404: Вопрос 4:
  405: В романе Андрея Белого "Петербург" этот образ несет значительную
  406: идейно-художественную нагрузку, соединяясь и даже идентифицируясь с
  407: образом Петра 1 - Медного всадника. Основанием этому послужил известный
  408: факт пребывания Петра 1 за границей. Назовите этот образ.
  409: 
  410: Ответ:
  411: Летучий Голландец (!) - Петр был в Голландии.
  412: 
  413: Комментарий:
  414: Измененный вариант Ильи Ратнера, Иерусалим (только у него вместо
  415: соединяется было идентифицируется)
  416:    В романе Андрея Белого "Петербург" этот образ соединяетс с Медным
  417: Всадником. Основанием для этого послужил известный факт пребывания Петра
  418: 1 за границей. Назовите этот образ.
  419: 
  420: Источник:
  421: Андрей Белый. Петербург. М., "Наука", 1981 г., стр. 645.
  422: 
  423: 
  424: Вопрос 5:
  425: Притча. Встретились двое. Один (просто философ) спрашивает другого
  426: (банкира-философа):
  427:    - Ну и как тебе этот мир?
  428:    - Он ужасен. Будущее, как и жизнь, не имеет смысла, люди слишком
  429: самонадеянны и глупы, и я ни видеть, ни знать о них ничего не хочу.
  430:    - Но почему же ты тогда так любишь деньги?
  431:    - Понимаешь, это как разница между обычным стеклом и зеркалом...
  432:    Закончьте это объяснение.
  433: 
  434: Ответ:
  435: "Добавишь серебра и уже видишь только себя".
  436: 
  437: Источник:
  438: Рассказано кандидатом экономических наук Даниэлем Гусинским (нет, не
  439: родственник банкиру-олигарху) из Риги на арбайтсамтовских курсах
  440: немецкого языка.
  441: 
  442: 
  443: Вопрос 6:
  444: Из записных книжек Венедикта Ерофеева: "За одно и то же, т.е. за один
  445: способ поведения, известную группу одних называют благородными..." А как
  446: называют известную группу других?
  447: 
  448: Ответ:
  449: Инертными. Речь идет о металлах и газах.
  450: 
  451: Источник:
  452: Венедикт Ерофеев. Оставьте мою душу в покое: Почти все. М., АО "Х.Г.С.",
  453: 1995 г., стр. 289.
  454: 
  455: 
  456: Вопрос 7:
  457: В Ветхом завете его название звучит как Фадмор - пальмовый город,
  458: основанный царем Соломоном как остановочный пункт для караванов в
  459: Сирийской пустыне между Антиливаном и Евфратом; центр одноименного
  460: рабовладельческого государства, прославился великолепием архитектурных
  461: памятников. До времен Римской империи этот город процветал торговлей,
  462: будучи посредником между Западом и Востоком. С 18 в. этот город в
  463: сочетании с неким прилагательным стал условно-поэтическим символом.
  464: Назовите этот город.
  465: 
  466: Ответ:
  467: Пальмира - Санкт-Петербург - Северная Пальмира.
  468: 
  469: Источник:
  470: Андрей Белый. Петербург. М., "Наука", 1981 г., стр. 680.
  471: 
  472: 
  473: Вопрос 8:
  474: В прошлом веке в России многие мужчины, что на первый взгляд очень
  475: забавно, объявляли себя невинно падшими. Что же это означало?
  476: 
  477: Ответ:
  478: Стать банкротом
  479: 
  480: Комментарий:
  481: Коммерческий суд давал заключение о несостоятельности банкрота, налагал
  482: запрет на его имущество и объявлял конкурс - то есть торги, распродажу
  483: имущества в пользу кредиторов; сам должник до конкурса подвергался
  484: аресту. Снисходительность законодательства к "невинно падшим" вызвала
  485: широкое распространение фиктивных банкротств ради избавления от
  486: платежей по кредитам.
  487: 
  488: Источник:
  489: Салтыков-Щедрин М.Е. Избранное. М., "Современник", 1976 г., стр. 601.
  490: 
  491: 
  492: Вопрос 9:
  493: Что объединяет доктора Гримсби Ройлотта, одного античного жреца и одного
  494: русского князя?
  495: 
  496: Ответ:
  497: И доктор Ройлотт из рассказа Артура Конан-Дойла "Пестрая лента", и
  498: Лаокоон с сыновьми, и вещий Олег УМЕРЛИ ОТ УКУСА ЗМЕЙ.
  499: 
  500: Комментарий:
  501: О, здесь была допущена самая суровая ошибка - Лаокоон был задушен, а не
  502: укушен. О разном была дискуссия в Интернете по поводу возможностей
  503: улучшения этой задумки, но если не принимать во внмание мнение, что
  504: вопросы с оборотом "что объединяет" - это вчерашний день и т.п., и идти
  505: по пути наименьшего сопротивления, то исправленный вариант будет просто
  506: таким:
  507:    Что объединяет доктора Гримсби Ройлотта, одну африканскую
  508: правительницу и одного русского князя?
  509:    Имеется в виду Клеопатра, покончившая с собой при помощи ядовитой
  510: змеи. В голову может вполне еще и придти отвлекающая царица Савская.
  511:    Примечание от 27 декабря 1999 г., вскоре после окончания осеннего
  512: турнира ИГП6: но до блеска эта идея была доведена в 7 вопросе 5 тура
  513: ИГП6, "Ночного кошмара", и автором указан Максим Поташев!:-) Нет, ничего
  514: против я не имею, но забавно, забавно. Тем более, как ни крути, а идея
  515: на листе была свечена, правда, почти ровно год назад, но верблюда-то из
  516: ИГП4 "Стираю" в ИГП6 напомнили!
  517: 
  518: Источник:
  519: Салтыков-Щедрин М.Е. Избранное. М., "Современник", 1976 г., стр. 582. +
  520: General thesaurus.
  521: 
  522: 
  523: Тур:
  524: Тур 4
  525: 
  526: Вопрос 1:
  527: Все вы что-нибудь да слышали о спиритизме. Так вот, существует понятие
  528: "спиритическая цепь" - оно предполагает выполнение достаточно строгих
  529: правил. Все мало-мальски серьезные команды знатоков, возможно, сами того
  530: не зная, пытаются построить спиритическую цепь. Каким образом?
  531: 
  532: Ответ:
  533: Пытаясь определить оптимальную рассадку игроков команды "по номерам"
  534: вокруг стола. Спиритическая цепь - это наиболее целесообразное с точки
  535: зрения медиумических феноменов расположение участников спиритического
  536: сеанса.
  537: 
  538: Комментарий:
  539: Bопрос в таком виде можно считать ликвидированным. Даже те, которые не
  540: отрицают необходимости удобной рассадки команды за столом, а не как
  541: попало, отказываются усматривать в этом аналог спиритической цепи. В
  542: октябре 1999 г. была написана окончательная переработанна версия этого
  543: вопроса:
  544:    В спиритизме существует понятие спиритической ЕЕ. Также известна
  545: электрическая ОНА. Считается, что определенна категория людей не рискует
  546: ничем, кроме принадлежащим им ИХ. А кто, знакомый нам с детства,
  547: движется по ней постоянно?
  548:    OТВЕТ:
  549:    Кот Ученый - все ходит по цепи кругом. "Пролетариату нечего терять,
  550: кроме своих цепей". ОНА - цепь.
  551: 
  552: Источник:
  553: Андрей Белый. Петербург. М., "Наука", 1981 г., стр. 652.
  554: 
  555: 
  556: Вопрос 2:
  557: Это слово - термин межевого законодательства: земельный участок
  558: самостоятельной ценности. А еще это отглагольное существительное, также
  559: употребляемое в юридической практике. Назовите это слово.
  560: 
  561: Ответ:
  562: Дача (лесная, земельная; взятки, показаний).
  563: 
  564: Источник:
  565: Салтыков-Щедрин М.Е. Избранное. М., "Современник", 1976 г., стр. 598-9.
  566: + General thesaurus.
  567: 
  568: 
  569: Вопрос 3:
  570: Юрий Михайлович Лотман стал легендарной личностью задолго до своей
  571: кончины. Он был необычайно остроумным человеком. При этом он шутил и над
  572: самим собой. Однажды на ироническом автопортрете он изобразил себя
  573: повешенным на веревке, другой конец которой был прикреплен через
  574: перекладину к большой плите. И надпись: "Повесилс на..." чем?
  575: 
  576: Ответ:
  577: "... блоке". Жена Лотмана была блоковедом.
  578: 
  579: Источник:
  580: Евреи шутят. Еврейские анекдоты, остроты и афоризмы о евреях, собранные
  581: Леонидом Столовичем. Второе издание, слегка дополненное. Тарту -
  582: Санкт-Петербург, 1996 г., стр. 215.
  583: 
  584: 
  585: Вопрос 4:
  586: В романе Андрея Белого "Петербург" под именем графа Дубльве выведен
  587: русский государственный деятель, активный сторонник буржуазных реформ и
  588: конституционной монархии, также граф. Назовите его фамилию.
  589: 
  590: Ответ:
  591: Витте (W - Witte) Сергей Юльевич (1849-1915).
  592: 
  593: Источник:
  594: Андрей Белый. Петербург. М., "Наука", 1981 г., стр. 644.
  595: 
  596: 
  597: Вопрос 5:
  598: Он родился 23 января 1898 г. в Риге, умер 11 февраля 1948 г. в Москве.
  599: Если перевести его фамилию на русский язык, то он станет однофамильцем
  600: некоего матроса. Вспомните о том, что по-немецки называется
  601: "панцеркройцер", и назовите его фамилию.
  602: 
  603: Ответ:
  604: Эйзенштейн - Железняк - броненосец ("Потемкин").
  605: 
  606: Источник:
  607: Немецко-русский словарь + General thesaurus.
  608: 
  609: 
  610: Вопрос 6:
  611: Прежде чем дать имя литературному герою, это слово было названием
  612: горловой болезни - потери голоса в результате перепо (болезнь пьяниц).
  613: Михаил Бахтин пишет, что, ставши нарицательным, это имя "связано со
  614: ртом, с горлом, с выпивкой, с болезнью, то есть с весьма характерным
  615: гротескным комплексом." Назовите это имя.
  616: 
  617: Ответ:
  618: Пантагрюэль.
  619: 
  620: Источник:
  621: Венедикт Ерофеев. Оставьте мою душу в покое: Почти все. М., АО "Х.Г.С.",
  622: 1995 г., стр. 18, 29.
  623: 
  624: 
  625: Вопрос 7:
  626: По толкованию богословов это, виденное во сне ветхозаветным патриархом
  627: Иаковом, символизирует духовную связь бога с землей. Разумеется, ни о
  628: чем таком советским телезрителям не говорили, и поэтому название этой
  629: передачи трактовали гораздо проще, мол, им ведущего и антураж сцены
  630: говорят сами за себя. Как же называлась эта передача?
  631: 
  632: Ответ:
  633: "Лестница Якоба" - шведская музыкальная телепрограмма, где на сцене были
  634: выстроены телевизоры в виде лестницы. Именно в этой передаче Алла
  635: Пугачева впервые исполнила песню "Алло".
  636: 
  637: Комментарий:
  638: И к этому вопросу был прислан другой его вариант, предложенный Ильей
  639: Ратнером. Поскольку считаю то обсуждение интересным и не утратившим
  640: своей полезности и по сию пору, то привожу его ниже практически целиком.
  641: Юрий Бершидский:
  642:    Лестница, приснившаяся Иакову, известна едва ли не любому школьнику.
  643: А Астапово, значит, нет? Это, может быть, любому израильскому школьнику,
  644: на что и намекает Ирина Михлина, а СНГовскому пардон, пардон. В разных
  645: странах разная классика. Тем, кто пропахал Танах и проч., конечно, Иаков
  646: сразу говорит обо всем, а Радищев или Астапово хуже... (в следующий раз
  647: непременно надо будет спросить про Гжегожа Лято, Кемпеса или Паоло
  648: Росси:-) Quique suum. Вариант Ильи Ратнера:
  649:    Для христианина или иудея ЭТО символизирует духовную связь Бога с
  650: землей. Разумеется, ни о чем таком советским телезрителям не говорили, и
  651: поэтому название телепередачи, совпадающее с названием ЭТОГО, трактовали
  652: гораздо проще, мол, имя ведущего и антураж сцены говорят сами за себя.
  653: Назовите ЭТО.
  654:    Формулировки принципиально отличаются в двух местах:
  655:    1. Из первой части вопроса исключено явное упоминание о Якове
  656:    2. Подчеркнута связь названия передачи с ЭТИМ, (в изначальной
  657: формулировке они не были связаны, и, в принципе, допускалось толкование,
  658: аналогичное вопросу все про того же Якова и Менделя)
  659:    Убедили. Исключаем Иакова, раз для СНГ это уже тоже явна метка. Но
  660: насчет полной корректности первого предложения не уверен. Оговорочка
  661: насчет "по толкованию богословов" много места не занимает, но с ней
  662: как-то поспокойнее. Теперь более серьезный недостаток. Спрашиваем мы
  663: "Лестницу Якоба". Но везде в вашем тексте, Илья, Х равен только
  664: ЛЕСТНИЦЕ! Или (что еще хуже) таки ЛЕСТНИЦЕ В НЕБО! Иакову в качестве
  665: символа приснилась ЛЕСТНИЦА, а не ЛЕСТНИЦА ЯКОБА! Это потом уже она
  666: стала с ним идентифицироваться, соединяться, сливаться. Ньютону ведь на
  667: голову упало ЯБЛОКО, а не ЯБЛОКО НЬЮТОНА! А еще вспоминается один
  668: давнишний телебрэйн, где кажись "Юме" не засчитали ответ "Дамоклов меч",
  669: т.к. правильный ответ был просто "меч". Я потому, честно говоря, и
  670: крючкотворствую, что хорошо запомнил тот случай. (А еще был незачет
  671: ответа "сирота казанская" при правильном ответе просто "сирота".) И
  672: второе предложение не срабатывает как переобозначение икса (да и
  673: допустимо ли это?) - оно некорректно. Повторю еще раз свой текст.
  674:    По толкованию богословов (1)это, виденное во сне ветхозаветным
  675: патриархом Иаковом, символизирует духовную связь бога с землей.
  676: Разумеется, ни о чем таком советским телезрителям не говорили, и поэтому
  677: название (2)этой передачи трактовали гораздо проще, мол, им ведущего и
  678: антураж сцены говорят сами за себя. Как же называлась эта передача?
  679:    У меня по-честному две переменные - одна для символа, втора для
  680: передачи. То, что переменные эти как-то связаны, само собой разумеется,
  681: а иначе зачем огород городился. Оборот "советским телезрителям не
  682: говорили" вкупе с теологическим началом должен выводить на то, что
  683: передача зарубежная и старая, а упоминание Иакова призвано было
  684: облегчить подход к ответу со стороны Якоба, а не лестницы. Если мы
  685: убираем Иакова, то тогда в качестве компенсации можно вставить Аллу
  686: Пугачеву (ведь это только ради нее показывали те пару выпусков), но я
  687: выбрал Иакова, а не Пугачеву, посчитав, что Пугачева будет поизвестнее
  688: Иакова:-)
  689:    Задача ставится так: как избежать и двух переменных, и неправомерного
  690: их слияния, при этом не вредя и эстетической стороне. Снова слово Илье
  691: Ратнеру:
  692:    No daby izbavit'sja ot mestoimenij, slovo "ETO" v pervom predlozhenii
  693: mozhno zamenit' na "eto arxitekturnoe sooruzhenie" a vo vtorom - "s
  694: nazvaniem "ETOGO" zamenit' na "s ego nazvaniem" ChitatСsja budet
  695: luchshe, pravda, k sozhaleniju, vopros ot etogo sil'no oblegchaetsja.
  696:    Самое забавное, что этой, предпринятой, по-видимому, чисто из
  697: эстетических соображений, поправкой Илья добился устранени имеющейся в
  698: его варианте некорректности: в самом деле, архит. сооружение - это
  699: лестница, а ее название - Лестница Иакова! Так что все в порядке, причем
  700: первое ЭТО вполне можно оставить, не жертвуя тяжестью вопроса. Конец
  701: цитаты.
  702: 
  703: Источник:
  704: Андрей Белый. Старый Арбат. Повести. Москва, "Московский рабочий", 1989
  705: г., стр. 584 + General thesaurus.
  706: 
  707: 
  708: Вопрос 8:
  709: Так называется один из отрядов класса паукообразных (они же сольпуги,
  710: они же бихорхи) - распространены в основном в южных областях, укус не
  711: ядовит. А еще это вид боевого строя и нечто утопическое. Что же это?
  712: 
  713: Ответ:
  714: Фаланга - боевой строй македонских войск и прообразы коммун.
  715: 
  716: Источник:
  717: Радищев А.Н. Стихотворения. Из серии "Библиотека поэта". Л., "Советский
  718: писатель", 1975 г., стр. 269. + Андрей Белый. Петербург. М., "Наука",
  719: 1981 г., стр. 675.
  720: 
  721: 
  722: Вопрос 9:
  723: Посрамихом! Посрамихом! - клич, с которым расходились из Кремля после
  724: "прения о вере" 5 июля 1682 г. раскольники. В ту пору они находили
  725: сильнейшую поддержку в тех, которые назывались словом, которым можно
  726: назвать и меня, правда по совершенно другой причине. А в сочетании с
  727: неким прилагательным это слово теперь являетс спортивной наградой.
  728: Назовите это слово.
  729: 
  730: Ответ:
  731: Стрелец.
  732: 
  733: Комментарий:
  734: Знак Зодиака, "Золотой стрелец" - высшая российска футбольная награда,
  735: названная так в честь Эдуарда Стрельцова.
  736: 
  737: Источник:
  738: Салтыков-Щедрин М.Е. Избранное. М., "Современник", 1976 г., стр. 591. +
  739: General thesaurus.
  740: 
  741: 

FreeBSD-CVSweb <freebsd-cvsweb@FreeBSD.org>